Вампиры Европы
Вампиры Европы наиболее соответствовали популярному сейчас представлению о вампирах. Здесь вампиры прочно обосновались в мифологии многих европейских народов, имеют общие исторические корни и схожи между собой, но встречаются и особенно экзотичные образчики.
Вампиры Германии
Германский фольклор был полон мрачных чудовищ, в чем легко можно убедиться почитав хотя бы их сказки в оригинале. «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Румпельштинкен», «Гензель и Гретель» и многие другие легенды передавались из поколения в поколение, пугая не только детей, но и взрослых. Мы расскажем о самых интересных из них:
- Жёны леса
- Томтин
- Нахт Рупрехт
- Святой Николай
- Алп или Габергайс
- Нахттотер или Блаутзаугер
Жёны леса
Жёны леса - мифические существа, лесные нимфы, охраняющие лес.
Среди глухих лесов Германии обитали Жёны леса. Многие направления германского фольклора относили их к феям, которые время от времени проявляли вампирические наклонности. Они были элегантными, высокими, одетыми в зеленые струящиеся одежды, со смертельно бледной кожей и ужасными, длинными когтями. Они могли быть доброжелательными, участливыми к тем, кто потерялся или поранился в лесу, но более вероятно, что они могли убить странствующих путешественников, чтобы выпить их кровь. Жены леса защищали свои территории от вырубки и охоты, следовательно, охотники и лесорубы становились их лакомством. Зачастую, нападая они выпивали немного крови. Этого количества было недостаточно, чтобы убить. Человек лишь чувствовал сильную усталость.
Как и большинство вампиров, Жён леса привлекали дети. Если ребенок не рос и был капризным, то это значило что к нему приходила Жена леса. Их боялись и старались не беспокоить, дабы не вызвать их гнев.
Томтин
Томтин - нечто среднее между гоблином и гномом. Обитали в глубине леса и были очень кровожадными.
В лесах обитало много существ, до наших времен они дошли под общими названиями гоблины, эльфы, гномы и тролли. Наиболее злым из них считался Томтин и ассоциировался с целым рядом древних существ, которые, как утверждается, жили еще глубже в лесу, осмеливаясь появляться в мире людей только в определенное время года. Эти существа были воплощением старых, почти забытых лесных богов или богов плодородия, которым поклонялись ранние германские племена. Считалось, что томтины были их слугами, которые по их просьбе убивали путешественников. Маленькие человечки, одетые в красное, нападали на людей на глухих лесных дорогах. Повалив человека на землю, Томтины избивали путников цепями, колючими палками или кольями до тех пор, пока они не умирали, а затем начинали лакать их кровь, как собаки. Они уносили сердца и печень тех, кого они убили, к своим древним хозяевам, жившим в глубине леса, для которых это было средством к существованию.
Нахт Рупрехт
Древние же боги появлялись среди людей в основном зимой. Нахт Рупрехт, странное и тревожное существо, украшенное соломой и оленьими рогами, например, приходил к окнам домов и заглядывал в них, пугая всех домочадцев. Передвигалось это божество под охраной Джорджа Оуфа, близкого слуги, который был вооружен большим кнутом или цепом. Нахт Рупрехт путешествовал по заснеженным дорогам, часто избивая и убивая христиан. Тех, кто сохранял старую веру, он вознаграждал.
Святой Николай
Естественно распространение подобных рассказов очень тревожило церковь, теряющую свой авторитет среди населения. Было принято простое решение - подменить идею о сверхъестественных языческих существах, путешествующих вокруг и раздающих подарки и награды, на такую же христианскую. Церковь выбрала образ святого Николая. По иронии судьбы, пьющий кровь Томтин был теперь привязан к этому христианскому святому. Тем не менее эта пара была так же кровожадна.
Святой Николай носил с собой цепь с колокольчиками и получил прозвище Булле Клаус, что переводится как Николай с колокольчиками. Появлялись они так же зимой. Когда Булле Клаус подходил к дому, Томтин шел вперед, будил спящих детей, вытаскивал их на улицу и задавал им вопросы о христианском катехизисе. Если дети не знали ответ, либо отвечали неправильно, то Томтин избивал их острыми палками, а святой Николай бросал в них каменным углем. Когда у детей начинала течь кровь, Томтин лизал кровь из их ран. Если ответы были правильными, их вознаграждали яблоком или сладостями. Никого из нашего времени не напоминает? А ведь в высшей степени иронично то, что образ этой парочки, на сегодняшний день очень любим детьми. Это Санта Клаус с маленьким помощником Санты, рождественским эльфом.
Альп или Габергайс
Однако пьющие кровь маленькие человечки оставались обитать в немецком фольклоре. Пьющие кровь гномы, называемые Альп или Габергайс и дошедшие до нас в образе Румпельштинкина, продолжали нападать на путников. Обитали они в основном в горах Гарц и в окрестностях горы Броккен и были тесно связанны с колдовством. Альпы были слугами и компаньонами ведьм из Германии и Австрии. Ведьмы превращали их в кошек или полевок и отправляли творить зло в ближайшее деревеньки.
Нахттотер или Блаутзаугер
Не обошлось и без вновь вернувшихся к жизни. Как и в большинстве легенд народов мира ими могли стать те, кто внезапно умирал, либо в результате самоубийства или несчастного случая. Женщина, которая умирала при родах так же могла стать вампиром.
В северной Германии их называли нахтцерер, что в переводе означало ночной похититель. Соседи из южной Германии называли их блаутзаугер, дословно обозначало кровопийца. А в литературе их упоминали как нахттотер, в переводе рыцарь ночи, или нойнтотер, дословно убийца девяти.
Была у нахттотер и одна особенность, они жевали свои собственные конечности в могиле. Они были всеядны и питались начиная от крови и поедания трупов, заканчивая человеческим молоком. Так же им приписывались эпидемии. Тот кто первым умирал от болезни считался источником зла. Защищались от них с помощью чеснока, обмазывая им двери и окна. Также сажали вокруг дома боярышник. Если у кого-то была черная собака, то необходимо было наблюдать за ней. Нарисовать на ней еще одну пару глаз, от которых бы бежал вампир.
Скандинавские вампиры
Скандинавские ночи были длинные и темные. Призраки и мертвецы блуждали в ночной тьме. Люди, проживающие рядом с захоронениями воинов, зачастую нервничали из-за не успокоившихся соседей. Восставшие мертвецы были двух видов:
- Драугра
- Хаугбуи
Драугра
Имя им было драугра, мародерам или аптргангр, дословный перевод - тот, кто ходит после смерти.
Драугра было легко узнать по цвету кожи, синий или мертвенно-бледный и по сильному запаху растления или гниения. Сила их во много раз превосходила человеческую. Они могли по своему желанию увеличиваться в размерах. Людей убивали просто, размозжив их, затем либо пожирали плоть, либо выпивали кровь своих жертв. Жертвы же сами становились драугром. Боялись они только огня.
Хаугбуи
Кроме драугра существовали также хаугбуи.
Хаугбуи переводится как - обитатели курганов или спящие в курганах.
Они нападали только на тех, кто беспокоил места их погребения (кроме членов семьи, которые ухаживали за курганом). Убивали воров, поедая их плоть или выпивая кровь.
С появлением христианства, понятие о мстительных призраках и живых мертвецах стало связываться с черной магией и колдовством. У скандинавов мертвые всегда были связаны с колдовством и шаманством, но теперь это приобрело гораздо более формальный тон. Теперь мертвых поднимать из могил и контролировать могли только темные маги.
Ирландский вампир
Из ирландской мифологии до нас дошла одна сказка о молодой женщине Кейт. Она была в числе трех женщин, на которых собирался жениться человек из графства Корк.
Чтобы испытать потенциальных невест, он поместил свою трость у могилы недавно умершего человека и предложил им принести ее. Только Кейт отважилась на это. У могилы она встретила умершего человека, который заставил ее привести его в город. Там он обескровил трех молодых людей. Кровь он употреблял, смешивая ее с овсяной мукой. Эту ужасную кашу он заставлял готовить Кейт. Пока он пожирал свою порцию, Кейт потихоньку спрятала свою. Не зная, что она не съела свою овсяную муку, вампир сообщил ей по секрету, что смесь крови с овсяной мукой могла бы вернуть мужчин к жизни. Когда они вернулись к его могиле, вампир рассказал Кейт о спрятанном неподалеку сокровище.
На следующий день были найдены три убитых молодых человека. Кейт, как любая мудрая женщина, заключила с их родителями сделку. Она предложила вернуть их к жизни, а взамен стать женой старшего из них, чтобы та земля, где, как поведал вампир спрятано сокровище, перешла в ее собственность. Условившись таким образом, она взяла спрятанную овсяную муку и вложила ее в рог каждому мужчине. Они быстро оправились от нападения вампира. Вместе с мужем они выкопали золото, и богатая супружеская пара жила долго и богатство передавалось по наследству.
Лианаум-Ши
Есть и почти позабытые легенды об эльфийках Лианаум-Ши. Они могли оборачиваться сказочной красоты девушками, для того что бы заманить к себе мужчин. Особенную страсть они испытывали к поэтам, бардам и менестрелям. Человек находясь рядом с эльфийкой ощущал прилив вдохновения и таланта. Лианаум-Ши не могла причинить вреда до тех пор, пока мужчина не влюбится в нее. Сначала она забирала жизненные силы, а после выпивала кровь.
Вампиры Шотландии
А вот в Шотландии было мало упоминаний о вампирах. В мифологии упоминается о пьющих кровь феях, живших в лесах.
Баоббан
Баоббан сит предстает перед нами в образе молодой девушки, в длинном зеленом платье, скрывавшем ее оленьи копыта. Иногда она появляется в виде ворона или вороны. Они танцами соблазняют мужчин и выпивают их кровь. Существует легенда о четырех охотниках.
Четыре охотника разбили лагерь в лесу на ночь. Они развлекались, танцевали и пели. Когда они танцевали, к ним присоединились четыре девушки, привлеченные звуками музыки. Один из мужчин пел, а трое других танцевали. Певец обратил внимание, что у всех его приятелей кровь на шеях и на рубашках. Перепуганный, он бросился бежать в лес, а за ним побежала одна из женщин. Наконец, он нашел убежище среди лошадей, к которым, по какой-то причине, женщина не подошла. На следующее утро он нашел своих товарищей мертвыми и без капли крови.
Вампиры в Англии
В английской мифологии был образ старой женщины - карги. Она могла появляться в трех образах - прекрасной девушки, полной достоинства замужней женщины и древней старухи. Последнее воплощение боялись больше всего. Человек увидевший старуху либо умирал сам, либо умирал один из членов семьи. Существует старая поговорка:
«Всегда избегай старух, так как они обладают огромным могуществом».
Ужасное существо вобрало в себя многие темные аспекты фольклора, включая иногда и питье крови. В сельской местности Уэльса существует много сказок о путешественниках, на которых напала карга, и им пришлось драться с ней. Единственный способ отогнать ее - это огромная физическая сила.
Гуареч-и-Рхибин
Однако старуха не единственный образ в фольклоре англичан. Гуареч-и-Рхибин - что-то среднее между волшебницей, предвестницей смерти и вампиром. Иногда ее видели у перекрестков, покачивающейся на своей истрепанной шали, как будто она поджидала, чтобы напасть на проходящих мимо людей. Может быть даже сегодня злое и голодное существо подстерегает вдоль уединенных дорог Уэльса в полнолуние, терпеливо ожидая, когда оно сможет утолить свою жажду.
Болгарский вампир
Болгарские названия вампира возникли от исконно славянского опури или опири. Современные варианты этого определения звучат как випир, вепир, или вапир.
Болгарская мифология была полна истории про вампиров, которые возвращались к жизни, селились в городах, где их не знали, и жили в течение многих лет как живые. Они даже женились и имели детей. Разоблачали их через много лет, благодаря каким-то необычным событиям, часто сопровождавшим жизнь этих вампиров. За исключением ночных прогулок в поисках крови, они могли нисколько не отличаться от обычных людей, и даже есть нормальную пищу.
Юстел и Убор
Были в мифологии и духи, которые употребляли кровь. Дети, которые умерли не крещеными превращались в Юстела. Питался он кровью животных. Были еще и ночные создания по имени Убор. Считалось, что это дух несправедливо умершего человека, который в момент смерти испытывал ярость. Он лежит в могиле 40 дней и ждет своего часа для мести. На 41 день дух выходит из могилы и начинает мстить, однако после отмщения он не успокаивается и бродит недалеко от своей могилы. Основная его пища это навоз. Однако если любимой пищи нет, то может перекусить кровью и плотью заблудших путников или вовсе падалью.
Вампиры Венгрии
Венгрии классический образ вампира дали вампиры Румынии. Однако до появления первых мифов об упыре там существовали вампироподобные существа. Нападали они в основном на аморальных и непочтительных людей.
- Лидерк
- Нора
Лидерк
Одним из таких существ был Лидерк, существо, которое «любило» своих жертв до смерти, доводило до полного истощения. Предполагалось, что он обладает магическими способностями и его истинного облика никто не видел. Благодаря своим способностям, заставлял человека видеть то одну, то другую из своих форм. В зависимости от жертвы, он мог показаться в облике мужчины, женщины, животного или сияющего света.
Нора
Вторым существом был Нора. Его описывали как нечто маленькое и лысое, с тяжелой челюстью и бегающего на четвереньках. Существо прыгало на спящего человека и высасывало из груди кровь.
Общим оберегом от этих двух существ был чеснок. Его мазали на тело, вешали на дверные ручки и около кровати.
Такими предстают перед нами европейские вампиры. Кровожадные и беспощадные. Кто знает, может некоторые до сих пор бродят по европейской земле или прячутся в дремучих лесах, поджидая очередного потерявшегося путника...