Журнал Планета Эзотерика
Назад

Авгуры - толкователи воли богов

Опубликовано: 23.09.2022
Время на чтение: 2 мин
0
6

У римлян авгуры - это толкователями воли богов. У них просили совета во всех важных обстоятельствах; они угадывали будущее по полету и пению птиц, по потому, как птицы брали пищу и т. д. Ни назначение чиновников на государственные должности, ни объявление войны — ни что не решалось без предварительного совета с авгурами.

Напрасно Ганибал уговаривал своего государя дать сражение римлянам — тот отказался, говоря, что он читает по внутренностям жертвенных животных неблагоприятный исход битвы. «То есть, - сказал Ганибал, - Вы доверяете в этом барану больше, чем старому полководцу?».

На чём гадали авгуры

Авгуры предсказывали будущее и по звуку грома, по блеску молнии, по движению планет и т. д. Впрочем, просвещенные люди того времени не ловились на их шарлатанские выходки и Цицерон говорил: «я удивляюсь, как авгуры могут смотреть друга вторую в глаза». Однако, не всегда удобно было высказывать свое презрение к прорицателям которым так верил народ.

Во время Пунической войны, когда Клавдий Пудьхер готовился дать сражение Карегенянам, явился вестник и объявил, что сражение будет проиграно, так как священные куры не хотят принимать пищу. «Ну, так бросьте их в море, сказал Клавдий, хай напьются, если не хотят есть». Солдаты были крайне скандализированы таким ответом и сражение действительно было проиграно.

Наше простонародье верит и теперь, что птицы могут служить вестниками будущего. По их мнению, крик совы предвещает смерть; пение соловья какую-нибудь радость; крик кукушки, когда ее услышишь в первый раз и если при этом имеешь при себе какую-нибудь монету, предвещает деньги и т. д. Кадран говорит: если перед Вами летает галка, то это есть предсказание близкого бедствия; если она летит на право, то это признак несчастья в настоящем; если на лево, то хоть несчастье и угрожает Вам, но его можно избегнуть, поступая осторожно и благоразумно; если галка летает у Вас над головой и при этом кричит, то она предвещает смерть; если же не кричит, то появление её ничего не значит.

Нужно полагать, что искусство авгуров обязано своим прохождением халдеям, от которых оно перешло к грекам и затем уже к римлянам. Что же касается евреев, то закон им запрещает заниматься гаданиями. Гаспар Песер говорит, что авгуры разделяли свое искусство на пять частей:
1) о небе;
2) птицах;
3) животных двуногих;
4) животных четвероногих;
5) о человеке в доме и вне дома.

Но старинные книги авторов дают второе разделение, соответствующее двенадцати знакам зодиака:
1) появление в доме дикого или домашнего животного;
2) встреча с каким-нибудь зверем;
3) удар грома;
4) встреча с лисицей, душащей курицу; с волком, уносящим овцу и т. д.
5) шум, слышимый в дома и происходящий от неизвестных причин;
6) крик совы или вороны, падение птицы и т. д.
7) кошка или второй зверёк, вползающий в дом через какую-нибудь трещину; считали, что это нечистый дух;
8) лампа, потухающая сама; это считалось шуткой дьявола;
9) треск горящих дров по мнению древних - это вулкан высказывал свою волю;
10) сильно вспыхивающее пламя;
11) пламя, высоко подымающееся вверх; это боги лары дули на него для развлечения;
12) внезапная, беспричинная грусть.

Греки старались угадать будущее по крикам и стонам наемных плакальщиц. Кроме того, у них существуют различные другие признаки. Да, например, если на тощак услышишь крик осла, то в этот день непременно упадешь с лошади и т.д.

Гадание на топоре или секире

Франсуа-Торре-Бланка, упоминающий об этом гадании, не говорит, каким образом прорицатели приступали к нему. Мы опишем здесь только два способа, которые употреблялись публично в древние времена и которые до сих пор в ходу в некоторых народов севера.

Открытие кладов
Берут круглый лощильный камень, раскаляют до красна топор и держа его острием вверх кладут на это острие упомянутый камень. Если он не упадает, то значит клада нет, если же упадет, то покатится очень быстро. Затем, эту операцию повторяют до трех раз и если все три раза камень катился по одному направления, то там и нужно искать клад; - если же по разным, то клад есть, но в другом месте.
Отыскание воров
Топор ставят на землю топорищем вверх и скачут вокруг него до тех пор, пока он не упадет. Направление этого падения и показывает, где нужно искать воров. Некоторые утверждают, что топор втыкают при этой операции в круглый глиняный горшок; но Деланкор, занимавшийся этим вопросом, находит, что это не верно, так как практике было бы не удобно.

Птицегадание

Этот род гадание был в большом ходу у древних народов. Из всех птиц главную роль играл в этом отношении петух являвшийся часто в качестве прорицателя. Для этого выбирали место, усыпанное песком; на песке этом чертили круги, разделяющие его на части по числу букв азбуки и в каждой из этих частей, или секторов, писали одну из букв алфавита и покрывали ее ячменным или пшеничным зерном; затем, в середину круга ставили ученого петуха, замечали, в каком порядке он подбирал зерна и записывал букву за буквой. Таким образом получались слова, служившие ответом на задаваемые вопросы.

Прорицатели, в числе которых упоминается и Ямблик, обратились к этому роду гадания, чтобы узнать, кто наследует императору Валенту; петух взял зерна в таком порядке, что вышли два слога Фе-од... Валент, узнав об этом, приказал казнить этих черезчур любопытных предвестников будущего и стал относится подозрительно, как, по крайней мере, говорит Зенарий, ко всем высокопоставленным людям, имена которых начинались слогами фе-од. Однако, не смотря на эти предосторожности, предсказание сбылось и корона досталась Феодосию Великому. Аммиен-Марселин рассказывает это иначе. Он говорит, что при императоре Валете многие философы и государственные мужи занимались магией и назначали от времени до времени сходки в зданиях, служивших им сборными пунктами. На одной из таких сходок поднят был вопрос о судьбе императора и о том, что его ожидает в будущем.

Чтобы решить этот вопрос, они воздвигли треножник из ветвей и корней лаврового дерева, прочитав над ними предварительно ужасные заклинания; на треножник поставили большую чашу, сделанную из сплава всевозможных металлов и вокруг нее положили все буквы азбуки, расположив их в алфавитном порядке на ровном расстоянии одна от другой. Затем выступил самый опытный и ученый толкователь. Голова его была гладко выбрита, он был закутан в большое покрывало и держал в руках пучок листьев железняка и кольцо, висевшее на тонкой нитке. Медленными шагами стал он приближаться к треножнику, произнося громким голосом свои ужасные заклинания, сопровождаемые судорожными телодвижениями. Подойдя к треножнику, он остановился, продолжая произносить магические слова. Тогда треножник пришел в движение, закачался, кольцо заколебалось и стало ударять по буквам, которые после этого прикосновения передвигались сами собой и переносились на стол, стоявший в стороне и там образовывали слова, целые фразы и стихи, приведшие всё собрание в крайнее изумление.

Император, узнавший об этом и не любивший, чтобы в его дела вмешивались адские силы, пришёл в крайнее недовольство и строго наказал всех присутствовавших на упомянутом собрании; не удовольствовавшись этим, он изгнал из Рима всех философов и стал преследовать людей, занимавшихся магией, которая с тех пор потеряла своих приверженцев из высших классов и сделалась достоянием черни и суеверных старух, пользовавшихся ею, как средством для своих темных дел, заговоров и предсказаний.

Ворожение на муке

(Aleuromancie) Свернутые в трубочки билетики клались в муку, которую после этого перемешивали девять раз и раздавали пригоршнями вопрошавшим, а те выбирали из неё доставшиеся им билетики и по ним угадывали свою судьбу. Аполлон считался покровителем этого гадания и потому ему часто дают название Алеромантиса. В некоторых местах находят еще и теперь этот род гадания, только место муки употребляются отруби.

Гадание на хлебе

Это очень древнее и уважаемое гадание. Предки наши, когда им приходилось разбирать какое-нибудь дело и решать, кто из обвиняемых совершал преступление, давали всем подозреваемым по большому куску черствого ячменного хлеба. Тот, кто съедал его скоро и без всяких глупых последствий для своего желудка, признавался невинным; а тот, на кого эта порция производила неблагоприятное действие, считался преступником. Вот от этого и произошла народная клятва: «подавится-бы мне, если я лгу». Вот как производилось это гадание, служившее, по мнению умных людей своего
времени, преимущественно для открытия тайных помыслов: чистую ячменную муку круто замешивали на молоке, прибавляя немного соли; дрожжей не клали. Затем, из этого теста делали булку, завертывали в пропитанную маслом бумагу и пекли на золе; осле чего бумагу снимали и корку натирали соком железняка.

Близ Лавиниума был священный лес, в одной из пещер которого жрецы держали какое-то животное - змея, по словам одних; дракона, по словам других; в известные дни молодые девушки должны были нести в эту пещеру каждая по лепешке сделанной из ячменной муки на меду; шли они с завязанными глазами, но, как говорит Дельрио, дьявол указывал им дорогу и приводил их прямо к чудовищу и они клали ему в рот свои лепешки. Случалось, что некоторые из этих лепешек оставались нетронутыми, из чего заключали, что принесшие их девушки не отличались чистотой нравов.

Гадание по человеческим внутренностям

Это ужасное гадание было в ходу в очень отдаленные времена. Геродот рассказывает, что Менелай, задержанный в Эгнипте неблагоприятным для переезда ветром, приказал, чтобы удовлетворить своему варварскому любопытству, вынуть внутренности из двух детей. Гелиогабал обращался не раз к этому способу для узнавания будущего. Юлиан Отступник приказывал, во время своих ночных жертвоприношений и магических сеансов, убивать большое количество маленьких детей, чтобы по внутренностям их угадывать будущее. Во время своей последней экспедиции, будучи в городе Карра, в Мессопотамии, он заперся с сообщниками своих безбожных дел в храме Луны. Потом, выйдя оттуда, запер и запечатал дверь храма и приказал поставить к ней временного, чтобы до его возвращения никто не входил туда. Вскоре он был убит в сражении с Персами. Тогда храм Луны был открыть и там нашли повешенную за волосы женщину, руки ее были вытянуты вперед, живот вскрыт и печень вырвана.

Александр III, король шотландский в 1285г женился на Иоланте, дочери графа Дре. Во время бракосочетания явились два странных гостя; это был скелет, сопровождаемый привидением, закутанным в большое покрывало. Оба пустились в пляску и привели присутствовавших в крайнее смятение, так что пир был прерван и дальновидные люди решили, что явление это предвещает королю скорую смерть. И действительно, спустя некоторое время, Александр III, поехав на охоту на невыезженной лошади, был скинут ею и убит на месте.

Хиромантия или гадание по руке

В этом гадании особенно упражняются цыганки, на которых предки наши смотрели, как на пророчиц и волшебниц и которые еще теперь дурачат людей по деревням и селам. Весь секрет заключается в умении читать по линиям руки.
Главные линии на ладони, суть следующие:
1) линия жизни, начинающаяся между указательным и большим пальцами и идущая к основанию большего пальца;
2) линия разума и здоровья, имеющая одно начало с предыдущей и идущая прямо вниз;
3) линия богатства и счастья, начинающаяся у основания указательного пальца и теряющаяся пониже основания мизинца;
4) линия, отделяющая кисть руки от самой руки; это скорейшая складка, чем линия.

Иногда пятая линия, образующая угол с предыдущими. Она начинается у основания большого пальца и идет к основанию мизинца. Кроме того, нужно заметить семь выпуклостей, или бугорков, носящих названия семи планет. В хиромантии рассматривается обычно левая рука, так как правая может представлять неправильность в своих линиях, будучи более подвергаемым всевозможным упражнениям. Самая форма руки может уже служит указанием. Вообще, мясистая рука показывает ограниченный ум. Красивая, полненькая ручка с утончающимися к концам пальцами есть признак слабых умственных способностей. Пальцы, представляющие по всей своей длине одинаковую толщину служат не дурным признаком, а утолщенным в среднем суставе — очень хорошим.

Все это гласит хиромантия. Самая лучшая рука та, ширина которой равняется длине среднего пальца. Если четвертая линия глубока и представляет розовый оттенок, то это показывает счастливый темперамент. Если она пряма и однообразна во всей своей длине, то предвещает богатства и почести. Если ее пересекают мелкие перпендикулярные линии, то это показывает, что данный субъект будет обманут. Если она направляется к ладони, она предвещает путешествия по морю или по суше. Женщина, у которой эта линия пересекается крестообразно, должна быть целомудренна, скромная, умная и верная своему мужу. Если линия жизни ясно обозначена, равна и представляет розовый цвет, то она предсказывает счастливую жизнь и покойную старость. Если же она бледна, коротка и пересеченная другими линиями, то это предвещает короткую и тревожную жизнь. Если она очень тонкая, окрашенная в розовый цвет и прямая, то это служит признаком ума. изобретательности. Если она широкая и бледная, то глупости. Если она раздваивается при своем основании — признак непостоянства. Если она на середине своей длины пересекается коротенькой линией — признак ранней смерти. Если от неё расходятся лучами маленькие линии, направляющиеся кверху — признак богатства; если же оно направляются книзу, то бедности. Сколько раз линия жизни пересекается, столько раз субъект подвергнется болезням.

Гадание на картах

Говорят, что карты были выдуманы для развлечения Карла VI во время его сумасшествия. Но Альетт высказывает мнение, что искусство предсказывать по картам будущее гораздо древнее этого времени. Сначала картами служили разукрашенные деревянные досточки и только при Карле Любимом они заменены были кусочками картона. Достоверно то, что игральные карты существовали до Карла VI, потому что Альфонс XI еще в 1332 году издал указ против картежной игры; что они сначала были терпимы, но потом подверглись преследованию, так как и здесь суеверные люди предположили вмешательство нечистой силы. «Почти все игроки волшебники», говорит Бог, указывая при этом на одного итальянского графа, который был так искусен, что давал вам, к примеру, пикового туза и через минуту вместо туза у вас в руках оказывался король.

Кабалисты воображают, что масти изображают собой четыре класса стихийных духов: бубны саламандр, черви сильфов, трефы ундин и пики гномов. Для гадания, как правило, берется не полная колода (тридцать две карты); фигуры должны быть с одной головой. Бубны и пики несчастливые карты; черви и трефи счастливые. Бубновые и красные фигуры обозначают белокурых лиц; пиковые и трефовые брюнетов и темных шатенов.

Гадание на воске

Воск растапливают и выливают в воду, где он застывает и принимает при этом разные формы, по которым и предсказывают будущее, дополняя, конечно, воображением недостающие в этой или иной восковой фигуры части. Турки прибегают к этому гаданию, как к средству находить истинных виновников преступления. В Альзасе в шестнадцатом веке существовало обыкновение зажигать в доме, где был больной, несколько восковых свечей равных размеров. Это делалось, чтобы узнать, кто наслал боль. Поэтому свечей брали столько, сколько особ подозревали в колдовство и каждую из них назначали одному из подозреваемых. Чья свеча сгорала скорее, тот и был виноват.

Гадание на воде

Изобретение этого гадания приписывают персам. Существовали разные способы:
1) над сосудом с водой произносили какие-то магические слова и на водной поверхности невидимая рука чертила ответы;
2) содержание магических заклинаний прикасались несколько раз к краям сосуда висящим на нитке кольцом;
3) бросали в воду один за другим три маленьких камешка и следили за кругами, появлявшимися от этого на водной поверхности;
4) думали по виду и движению волн;
5) по цвету воды и по очертаниям, которые в ней рисовались. Варрон говорит, что таким образом в Риме узнали, каков будет исход войны с Митридатом;
6) над сосудом с водой произносили магические слова, после чего вода должна была закипать и выливаться из сосуда;
7) в сосуд с водой вливали каплю масла и уверяли, что после этого в воде видны были различные события будущего;
8) германские женщины гадали по шуму и плеску волн в водоворотах;
9) писали на маленьком камешке имя человека, подозреваемого в воровстве, и бросали этот камешек в воду. Если надпись смывалась, подозрение признавалось несправедливым.

Сюда же относится способ, которым галлы пользовались для узнавания верности жены: новорожденных детей клали на щит и бросали в Рейн. Те из них, которые шли ко дну, считались незаконными, те же, которые выплывали на поверхность, законными. Был еще один способ гадания по воде. Он состоял в следующем: хрустальный шар наполняли водой, затем читали заклинания и заставляли молодого мальчика или девочку смотрят на поверхность воды, где, как уверяли, представлялись все грядущие события.

Чревовещание

Этим словом обозначается:
1) способность некоторых людей образовывать звук не в горле, а в животе;
2) особый род гадания, основанный на этой особенности организма.

Гадания это производилось следующим образом: ставили сосуд, наполненный водой, зажигали вокруг него свечи и потом взбалтывали воду, приговаривая какие-то таинственные слова, которыми призывали духа. Дух этот проникал в желудок гадальщицы или гадальщика и оттуда давал ответы. Вообще, чревовещатели пользовались человеческим суеверием и умели извлекать из него пользу. Один лионский купец, проходя, однажды, по полю с своим слугой (слуга был чревовещатель), услышал голос, как-бы нисходящий с неба, который повелевал ему разделить свое имущество с бедными и наградить слугу. Суеверный человек не посмел ослушаться и ловкий чревовещатель получил порядочную сумму. В прежние времена эта особенность человеческого организма была так мало исследована, что даже самые высокопоставленные люди приписывали способность чревовещания вмешательству нечистой силы. Один из константинопольских патриархов говорит по этому поводу: «Нечистый дух вселился в желудок одного человека и оттуда провозглашал свою волю».

Гадание на зеркале

Во многих деревнях и теперь еще употребляется этот род гадания, бывший когда-то в большом ходу. Крестьяне обращаются к колдунам для узнавания, где находятся украденные у них или потерянные вещи. Колдун вводит их (предварительно завязав им глаза) в полутемную комнату и дает им зеркало в руки, читая при этом свои заклинания. Есть люди с таким сильным воображением, что они не смотря на повязку ухитряются видеть в зеркале всевозможные вещи. Прежде сам вопрошающий смотрел в зеркало, (т. е. держал его перед собой), а перед зеркалом ставили ребенка и заставляли его говорить, что он там видит (впрочем, ребенка ставили спиной в зеркала...). Павзаний рассказывает, что в древности гадание на зеркале производилось таким образом: против храма Цереры был фонтан, к которому стекались больные и опускали в него на шнурке зеркало; затем, смотрелись в это зеркало, и если лица их казались в нем бледными и худыми, то боль считалась смертельной; если же свежими и полными, то больной мог ожидать скорого выздоровления.

Гадание по земле

Состоит оно в следующем: на стол бросают горсть земли или пыли и потом по форме и направлению образовавшихся линий предсказывают будущее: это почти такое же гадание, как и на кофейной гуще. По словам других, гадание это состоит в начертывании на земле каких-то кругов и линий или точек, комбинация которых и дает ответ на задаваемые вопросы, или, наконец, в исследовании трещин, образующихся на земной поверхности; из трещин этих, говорят колдуны, выходят испарения, содержащие в себе какую-то таинственную пророческую силу. Таковы были испарения Дельфийской пещеры.

Автор сочинения господин Де Плансо. 1877 год.

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.

Adblock
detector