История проклятий
История проклятий в мире разнообразна. Каждая культура, начиная с древнеегипетской, отводила проклятиям весьма заметное место в своём магическом арсенале. Они были тогда так же обыкновенны, как благословения сегодня.
История проклятий в древних и современных странах
Вы можете отыскать проклятия на разных континентах и в различных культурах. Проклятия упоминаются в ханаанской и шумерской мифологиях. Обычно проклятие произносилось, при чём простой акт произнесения того, чего вы желаете своему врагу, уже считался проклятием. Во многих древних культурах общим был акт наложения проклятия при помощи керамики, на которой имена врагов вырезались перед её обжигом. Затем, после того как горшок доставали из печи, он разбивался и подлежал захоронению. Археологи выкопали многочисленные горшки, подобные этим, в Египте.
Египет
В древнем Египте только определённые типы жрецов могли заниматься магией, а проклятия часто использовались как вполне жизнеспособный метод защиты государства, предоставляемый ему жрецами. Но не только для этого, при случае проклятия оставлялись и на гробницах царей, чтобы отвратить расхитителей могил и тех, кто может осквернить гробницу или проявить неуважение к ней каким-либо другим образом. Существуют оригиналы египетских текстов, содержащих проклятия. В основном это списки врагов Египта. Мы должны помнить, что маги Египта считали слово священным, именно поэтому писание и говорение занимали такое значительное место в любой их магии. Статуэтки, изображающие связанные человеческие фигуры, чаши или блоки, сделанные из глины и камня, часто покрывали текстами проклятий, а затем разрушали и прятали. Акт церемониального уничтожения таких предметов и последующего их захоронения символизировал собой уничтожение врага, являясь симпатической магией, если хотите. Фрагменты подобных проклятий зачастую размещались около гробниц или ритуальных мест. Эта форма магии изображений предназначалась и для врагов государства.
Несколько Образцов Египетских Проклятий, начертанных на гробницах:
Тексты Пирамид Пятой Династии (Высказывание 534, §1278-9):
Любому, кто посмеет наложить перст на эту пирамиду или этот храм, принадлежащие мне и моему ка, он наложит свой перст на Дворец Гора на своде небесном; он разгневает Леди Дворца... дело его судить будет Девятирица, и будет он в нигде, и дом его будет в нигде; он станет одним из изгнанников, тех, кем является и он сам.
Стела, принадлежавшая Саренпуту I, номарху Элефантины, подчинявшемуся Сенусрету I из 12 Династии, содержит послание, предназначенное для защиты пожертвований, находящихся слева от статуи, созданной по его образу:
Что касается любого градоправителя; любого чистого жреца, любого писца и любого вельможи, который посмеет забрать «приношение» от статуи, рука его будет отсечена, как лапа у быка, шея его будет свёрнута, как у птицы, власти у него не будет более, положения у его сына не будет более, его дома в Нубии не будет более, его гробницы в Некрополе не будет более, бог его не примет его белого хлеба, плоть его будет принадлежать огню, дети его будут принадлежать огню, труп его не примет земля, я стану против него, подобно крокодилу в воде; змею на земле и врагу в некрополе.
Разумеется, проклятие было бесполезным, если его не могли увидеть, поэтому большинство проклятий гробниц располагали в их святилищах и других общедоступных местах погребального комплекса. Конечно, поскольку каждое написанное слово обладало могуществом, любые проклятия, и не находящиеся в общественных местах тоже, считались имеющими силу просто потому, что жрецы написали их. Проклятия находили начертанными на стенах, ложных дверях, статуях, стелах и даже на гробах. По-прежнему, проклятия предупреждали, чего делать не стоит, и что случится, если вы это сделаете. Ниже приведён список надписей, найденных на различных статуях, стенах, гробницах и гробах.
Стела Пожертвований с Проклятием, 22 год правления Шешонга III, изготовленная до 804 года до н.э. из известняка, 20 1/2 х 12 3/4 х 2 У2 дюйма; 41 фунт. (32.1 х 32.4 х 6.4 см, 18.6 кг). Бруклинский музей, Фонд Чарлза Эдвина Вилбора, 67118. Creative Commons-BY-NC (Фото: Бруклинский музей, 67.118_negE_bw_IMLS.jpg)
Я ухвачу его за шею, как гуся, (надпись Хермеру, династия 6)
Он умрёт от голода и жажды (статуя Херихора, Верховного Жреца Амона, династия 20-21)
У него не будет наследника (надпись Тутмоса I, династия 18)
Годы его убудут (статуя Монтумхата, династия 25-26)
Его жизнь на земле оборвётся (гробница Сенмута, династия 18)
Его не станет (гробница Хнумхотепа, династия 12)
Его имение сгорит в пожаре, и дом его поглотит могучее пламя... Его родственники станут ненавидеть его (гробница Тефиб, династия 9-10)
Он будет преследуем и несчастен (гробница Пенниута, династия 20)
Его положение будет при нём у него отнято и даровано человеку, которого он считает своим врагом (на статуе писца Аменхотепа, династия 18)
Его жена при нём будет отнята у него (Апанажная Стела, династия 22)
Его лицо будет оплёвано (гробница Эль-Хасайя, династия 26)
Осёл изнасилует его, осёл изнасилует его жену (Дейр эль Бахри Граффити номер 11, династия 20)
Его сердце не удержит в нём жизнь (на статуе Версу, династия 18)
Он будет казнён вместе с приговорёнными (гробница Хети II, династия 9-10)
Его имени не будет в земле Египта (на статуе верховного жреца Херихора, династия 20-21)
Проклятие, обнаруженное на входе в гробницу Петети, фараона третьей династии, в Гизе, гласит:
Пусть каждый из вас услышит! Жрец Хатхор дважды ударит любого, кто войдёт в эту гробницу или повредит ей. Боги станут противостоять ему, потому что я почитаюсь его Владыкой. Боги не позволят чему-либо случиться со мной, того, кто сделает что-нибудь плохое моей гробнице, затем съедят крокодил, гиппопотам и лев.
Нам стоит помнить, что проклятия в древнем мире были тесно переплетены с религией и культурой и обычно не рассматривались как нечто отделённое от других вещей, как это часто происходит сегодня. В Египте проклятие было методом, позволяющим удерживать людей на пути соблюдения Маат (духовного закона). Проявление проклятия считалось высшим наказанием за восстание против Маат. Большинство упомянутых выше проклятий взято из книги Катарины Нордт Аспекты Древних Египетских Проклятий и Благословений: Концептуальные Истоки и Развитие, Uppsala, 1996.
Использование фигурок, изготовленных из воска, было так же широко распространено в Египте, как и в Африке, Персии, Индии и древней Европе. Во многих местностях они применяются до сих пор. Взгляните на полки любого современного оккультного магазина. Фигурки часто раскрашиваются или отмечаются как-либо иначе, для того, чтобы они чем-нибудь походили на жертву. Или к фигурке могут быть прикреплены волосы, кусочек одежды или личная вещь жертвы, чтобы приблизить её к ней. Затем фигурке вредят или уничтожают её, так как существует поверье, что при этом жертве тоже будет причинён вред или она умрёт. Идентична и концепция использования кукол, например, кукол Вуду и т.д. Если фигурка уничтожена, то полагают, что умрёт и жертва. Известно, что древние египтяне часто использовали восковые изображения Апопа, врага солнца (Ра). Объясняется это так:
«Написав имя Апопа зелёными чернилами на фигурке, маг затем оборачивает её новым папирусом, перед тем как бросить в огонь. После чего, в то время как она продолжает гореть, маг четыре раза ударяет по ней левой ногой. Затем пепел перемешивают с экскрементами и бросают в другой костёр».
Оставляли восковые изображения и на могилах.
Греция и Рим
Греки называли их катодесмами, а римляне - табула дефиксионами. Табличка-проклятия в основе своей была проклятием, записанным на свинцовую табличку. Обычно она взывала к помощи божеств, даймонов или мёртвых. Проклинающие таблички часто были обращены к богам перехода или подземного мира, таким как Гадес, Геката, Гермес, Харон или Персефона. Чтобы активировать их, таблички-проклятия часто помещали на кладбище, в могиле, или бросали в священные источники или колодцы. А что же было написано на свинцовой табличке? Чаще всего это весьма ясно выраженная молитва, в которой человек провозглашает, что он желает принести своим врагам, и указывает причину проклятия. Поэтому она не будет выглядеть просто как: «Убейте коров моего соседа». Вместо этого будет написано: «Убейте коров моего соседа, так как он погубил меня». В Италии все: римляне, этруски и греки - практиковали данный ритуал. Довольно часто они даже ритуально хоронили проклятия, археологи откопали некоторые из них. Я видела некоторые из этих проклятий вживую во время посещения римских бань в Англии, в Бате. Был там особый, священный источник, в котором археологи нашли достаточно много проклятий на свинцовых табличках. Это довольно занятная практика.
В средние века тоже были созданы некоторые интересные проклятия (или, возможно, слухи о них, вскормленные дикими богобоязненными фантазиями). И снова мы возвращаемся к сжиганию восковых фигурок - в Демонологии (1597) английский король Яков I пишет:
«Некоторых других он (Дьявол) обучает в это время как изготавливать фигурки из воска или глины. При помощи их сжигания добиваются того, что люди, чьи имена они носят, могут быть постоянно терзаемы или умерщвлены непрекращающимися болезнями. Они могут привораживать и отнимать жизни мужчин и женщин, воздействуя на фигурки, изображающие их, как я уже говорил прежде, подобно тому как совершает это их Мастер, хотя, как я говорил раньше, хозяин воска лишён добродетели и в тюрьме мало чем помогает им, даже при измерении их одной мерой, его колдующие рабы плавят воск в костре, он же этого не может. Я говорю теперь, нечто тонкое, как дух, слабо и рассеянно, а потому духи, попадая при жизни в тело пациента, могут, с одной стороны, как ослабить его, так и сделать его тело потливым. И, с другой стороны, из-за раздоров этих духов, которые причиняют вред его пищеварению, так как ослабляют желудок - постоянно повторяющегося потения, с одной
стороны, и не улучшающегося пищеварения, с другой, он в конце концов угасает, сгинув в огне, как и его фигурка». Африканские (Включены Афро-Карибские и Афро-Кубинские Проклятия)
В многочисленных африканских магических традициях существует несколько замечательных примеров проклятий. В Пало есть весёлое кокосовое проклятие, при наложении которого кокосовое молоко выливается, и затем кокос нарекается именем врага, после чего что-нибудь, связанное с ним или с ней, помещается в него, и он становится отображением головы жертвы. Потом добавляются элементы,
призванные помочь проклятию осуществиться. Например, колдун может добавить муравьёв, чтобы заставить ум жертвы блуждать, или кладбищенскую грязь, чтобы лишить его или её сна. Ещё он может добавить применяемые в проклятиях травы, такие как чёрная соль, семена коричневой горчицы для путаницы, корень Вандала для пересечения, перец для провоцирования вспышек энергии
и хаоса, кайенский перец, чтобы вызвать потрясение. После чего кокос запечатывается, и на него наносятся символы. В конце его оборачивают чёрной тканью и вешают на дерево. Колдун может затем бить по кокосу (т.е. по голове врага) ежедневно или всякий раз, когда он или она посчитает нужным.
Довольно интересно, что можно отыскать заклятия с применением кокосов также на разлучение возлюбленных или избавление от плохих соседей. Благодарю старого друга за просвещение меня по части кокосовых проклятий. Чтобы связать языки тем, кто лжесвидетельствует против вас, нужно смешать магические травы и залить ими язык коровы, а потом приколоть к языку имена своих жертв (Худу).
Опять же, много восковых фигурок и колдовских кукол, часто ошибочно называемых куклами Вуду, используется в большом количестве афро-карибских практик. Не только
для проклятий, конечно, они могут применяться для причинения вреда, исцеления и всего, что находится между ними.
Азиатские Проклятия
Некоторые интересные факты, узнанные мной об азиатских проклятиях. Вы можете проклясть кого-нибудь при помощи риса, грошей и масла. Во-первых, оставить несколько грошей и маленькую горстку риса на чьём-нибудь пороге значит наложить на него проклятие невезения. В китайской культуре дать кому-нибудь четыре каких-либо вещи считается плохой приметой, так как слово «четыре -
sha» произносится так же, как китайское слово, обозначающее смерть. Так что дать кому-нибудь четыре каких-нибудь вещи означает пожелать ему смерти. Наконец, налив масла на дверь и окна другого человека, вы тоже принесёте ему несчастье.
Также ненужно забывать о военной философии Сунь Дзы. Искусство Войны рассказывает не только о физической, но и о психологической войне. А как уже упоминалось ранее в этой книге, никогда не обесценивайте психологию, обращаясь к своему «магическому» арсеналу для избавления от проблемных ситуаций или людей.
Индия
Вера в сверхъестественное очень распространена и сильна в некоторых частях Индии. Даже в наши дни там нередко можно услышать о казнях ведьм. Написанная в Железном Веке Атхарваведа включает в себя собрание амулетов и заклинаний, обычно связанных с колдовством. Разумеется, заклинания применяют в благих целях, но есть там и немало способов причинить вред врагу. И, по-прежнему, фигурки из воска были и остаются неизменными.
Центральная Азия
Начиная с XVI века, колдовство практикуют в Казахстане и Таджикистане. Там верят, что, если вы убьёте ведьму (магическими средствами), душа ваша потом будет принадлежать ей. На этой волне шаманы сибирских инуитой, верящие в разрозненность душ, тоже полагают, что возможно красть души своих врагов магическим путём.
Северная Америка — Индейцы
Индейские шаманы тоже применяют проклятия. Чёрный является цветом смерти, так что душу врага можно призвать и окутать чёрной смолой или туманом и «астрально» непрерывно избивать её дубинками чёрной войны. Когда шаман Чероки колдует, дабы уничтожить врага, он использует чёрные чётки и призывает темнейших духов, обитающих на Западе, прося их вырвать душу врага и унести её на Запад. Один шаман сказал мне, что он бы добавил к этой просьбе, чтобы духи поместили душу в чёрный гроб глубоко в чёрной грязи, с чёрной змеёй, свернувшейся поверх него.
Кельтские Проклятия
У кельтов имелся ряд интересных проклятий. Из Ирландии пришли проклинающие камни, яичные и молочные проклятия, а ещё то, что называют Проклятием Нового Года. Чтобы воспользоваться проклинающим камнем нужно произнести имя врага, три раза поворачивая камень, обычно налево. Яичные проклятия использовались, чтобы вызвать импотенцию и бесплодие. В частности, один человек говорил, что нужно положить яйцо под ведро и три раза повернуть его влево, проговаривая при этом проклинающую песнь, в которой часто упоминается имя жертвы и ваше намерение сделать человека бесплодным или импотентом. Также считалось, что, если вы спрятали или захоронили яйца на земле врага, то можете отнять у неё плодородие или удачу врага, если он успешен. Проклятие Нового Года заключалось в том, что, если вы взяли нечто, принадлежащее вашему врагу, в Новый Год, вы забрали и его удачу на этот год. Если же врагу удавалось выкрасть свою вещь обратно, его удача возвращалась к нему. И, конечно, существовали молочные проклятия — проклятия, накладываемые на коров жертвы в надежде, что производство её погибнет, а ваше будет процветать. Что ещё добавить ко всему этому, ирландцы владели несколькими замечательными проклятиями, применявшимися вместе с их хорошо известными благословениями.
Одним из самых известных в ряду подобных проклятий было про Мэри Мэлон.
Проклятие Мэри Мэлон и её девяти слепых незаконнорождённых детей может преследовать вас, мучая в холмах, до тех пор, пока даже сам Господь не сможет найти вас при помощи телескопа.
И вот еще другое:
Поэтому масло будет на твоём молоке, на твоих уток не будет сети, твой ребёнок не сможет ходить и твоя корова будет задрана, ты найдёшь пламя больше и шире чем то, что проходит сквозь твою душу, чем коннемарские горы, если бы они были в огне.
Некоторые из них на гэльском, но я включила сюда примеры и таких проклятий, как: «Пожелай Удачи Себе и Поцелуй Мою Задницу» - просто потому что это настоящие проклятия (простите, ругательства, но мы говорим о проклятиях).
Go n-ithe an cat thu is go n-ithe an diabhal an cat.
Тебя съест кошка, а дьявол съест кошку.
Titim gan eiri ort.
Упадёшь и не поднимешься.
Imeacht gan teacht ort.
Уйдёшь и не вернёшься.
Pog mo thoin.
Поцелуй мою задницу!
Trasna ort fein.
Иди на...
Doite agus loisceadh ort.
Сгореть тебе и исчезнуть.
Pla ar do theach.
Чума на твой дом.
Go mbeadh cosa gloine fut agus go mbrise an ghloine
Чтоб ноги ты имел стеклянные, а стекло разбилось
Опять же, мы говорим тут о произносимом слове и намерении, стоящем за ним. Есть причина для того, чтобы называть слова проклятия словами проклятия. Слова ясно выражают намерение, и в магии тоже, а намерение здесь это всё. Археологи также нашли созданные в древней Британии и Галлии связывающие таблички, не упоминавшиеся в описаниях раннесредневековых кельтских обрядов и суеверий. Галльские тексты, применявшиеся для проклятия, и кельтско-латинские таблички с проклятиями в Альпийских областях Британии! Они даже отыскали Древние бретонские таблички в Римских Банях (так значит, проклинающие таблички позаимствовали даже кельты).
Скандинавские/Нордические Проклятия
У скандинавов были в ходу некоторые необычные способы наложения проклятия. Возможно, самым известным из Скандинавских Проклятий является Нидинг Поул, также называемое Нидхстонг или Нидстанг, что в буквальном переводе означает «проклятие жерди». Судя по всему, слово «nidh» означало у древних скандинавов «проклятие», а слово «stong» или «stang» - «жердь». Жердь изготавливается из орешника и воздвигается на холме, лицевой стороной туда, куда направляется проклятие. На неё насаживается голова лошади во время произнесения заклинаний, в которых отражена цель проклятия. Когда это исполнено, голова лошади должна быть направлена в ту сторону, в которую посылается проклятие. В основном это проклятие предназначено для того, чтобы заставить духов земли действовать против жертвы. Жердь подготавливается при помощи вырезания на ней различных рунических надписей. В наши дни голова лошади заменяется лошадиным черепом или жердью, на которой вырезана
лошадиная голова.
В книге «Historia de Gentibus Septentrionalibus», написанной Олафом Магнусом в 1555, есть описание применения колдуном Убивающей жерди, для того чтобы проклясть конунга Эйриха и королеву Гуннхильд. Но, когда они уже держали паруса наготове, Эгиль снова поднялся на остров. Он взял орешниковую жердь и забрался с ней на скалистый мыс, обращённый к материку. Эгиль взял лошадиный череп и насадил его на жердь. Потом он произнёс заклятье, говоря:
- Я воздвигаю здесь эту жердь и посылаю проклятие конунгу Эйриху и его жене Гуннхильд, - он повернул лошадиный череп в сторону материка. — Я посылаю проклятие духам, которые населяют эту страну, чтобы они все блуждали без дороги и не нашли себе покоя, пока они не изгонят конунга Эйрика и Гуннхильд из Норвегии.
Потом он всадил жердь в расщелину скалы и оставил её там. Он повернул лошадиный череп в сторону материка, а на жерди вырезал рунами сказанное им заклятье». — Сага об Эгиле, Глава LVII.
В каждой культуре, религии и обществе найдется метод проклясть предмет. Видимо, это в природе человеческой. Древние греки и римляне писали проклятия на свинцовых или каменных табличках. Ранние христиане на территории Ирландии и Шотландии использовали для проклятий буллоны – булыжники с углублениями. Человек вставлял в углубление камень помельче и проворачивал его, мысленно призывая всевозможные несчастья на жертву. Викинги вырезали проклятия на так называемых нитсшестах, насаживали на них лошадиные головы и поворачивали в сторону дома проклинаемого. В Японии проклятия пишут на деревянных табличках эма и вешают в специальных святилищах эн-кири (дословно «разрезание связей»). В Индии лимоны и чили используют как для защиты от порчи, так и для наведения. Их нанизывают на нитку и развешивают в доме или салоне автомобиля – такие украшения называются нимбу-мирчи, и они отваживают зло. Но если бросить такой амулет посреди оживленной дороги, он может навлечь беду на прохожего. Наконец, народы во всех частях света, в Африке, Европе, Азии и Америке, используют проклятые чучела и куклы.
Некоторые считают, что можно проклясть вещь, просто подержав ее в руках и подумав нехорошие мысли о предполагаемой жертве. Из чего я делаю вывод, что предмет и метод не имеют значения. Самое главное – это внимание и желание.