Журнал Планета Эзотерика
Назад

Рассуждения о справедливости

Опубликовано: 27.10.2018
Время на чтение: 2 мин
0
184
Притча о справедливости

С незапамятных времен притча о справедливости несёт свою актуальность и мудрость: может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но до сих пор вопрос, по-видимому, не решен, – что такое справедливость и как ее осуществить в жизни?

Что такое справедливость?

У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:
– Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?
– Конечно, знаю, не хуже всякого другого.
– А я вот человек, к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи, лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?
– Конечно, несправедливо!

– Ну, а если полководец, отразив нападение не приятелей, захватит пленных и продаст их в рабство, это то же будет несправедливо?
– Нет, пожалуй что, справедливо.
– А если он будет грабить и разорять их землю?
– То же справедливо.
– А если будет обманывать их военными хитростями?
– Тоже справедливо. Да, пожалуй, я сказал тебе не точно: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям несправедливо.

– Прекрасно! Теперь и я, кажется, начинаю понимать. Но скажи мне вот что, Евфидем, если полководец увидит, что воины его приуныли, и солжёт им, будто к ним подходят союзники, и этим ободрит их, такая ложь будет несправедливой?
– Нет, пожалуй что, справедливой.
– А если сыну нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет, такой обман будет несправедливым?
– Нет, то же справедливым.

Мудрые истории и притчи

– А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдёт или отнимет у него меч и кинжал, что сказать о таком воровстве?
– И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я опять сказал тебе не точно. Надо было сказать: и ложь, и обман, и воровство – это по отношению к врагам справедливо, а по отношению к друзьям справедливо, когда делается им на благо, и несправедливо, когда делается им во зло.
– Очень хорошо, Евфидем. Теперь я вижу, что, прежде чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать благо и зло. Но уж это ты, конечно, знаешь?
– Думаю, что знаю, Сократ, хотя почему-то уже не так в этом уверен.
– Так что же это такое?
– Ну вот, например, здоровье – это благо, а болезнь – это зло; пища или питьё, которые ведут к здоровью, – это благо, а которые ведут к болезни, – зло.

– Очень хорошо, про пищу и питьё я понял, но тогда, может быть, вернее и о здоровье сказать таким же образом: когда оно ведёт ко благу, то оно – благо, а когда ко злу, то оно – зло?
– Что ты, Сократ, да когда же здоровье может быть ко злу?
– А вот, например, началась нечестивая война и, конечно, кончилась поражением; здоровые пошли на войну и погибли, а больные остались дома и уцелели. Чем же было здесь здоровье – благом или злом?
– Да, вижу я, Сократ, что пример мой не удачный. Но, на верное, уж можно сказать, что ум – это благо!
– А всегда ли? Вот персидский царь часто требует из греческих городов к своему двору умных и умелых ремесленников, держит их при себе и не пускает на родину. На благо ли им их ум?
– Тогда – красота, сила, богатство, слава!

– Но ведь на красивых чаще нападают работорговцы, по тому что красивые рабы дороже ценятся. Сильные не редко берутся за дело, превышающее их силу, и попадают в беду. Богатые изнеживаются, становятся жертвами интриг и погибают; слава всегда вызывает зависть, и от этого тоже бывает много зла.
– Ну, коли так, – уныло сказал Евфидем, – то я даже не знаю, о чём мне молиться богам.
– Не печалься! Просто это значит, что ты ещё не знаешь, о чём ты хочешь говорить народу. Но уж сам-то народ ты знаешь?
– Думаю, что знаю, Сократ.
– Из кого же состоит народ?
– Из бедных и богатых.
– А кого ты называешь бедными и богатыми?
– Бедные – это те, которым не хватает на жизнь, а богатые – те, у которых всего в достатке и сверх достатка.

– А не бывает ли так, что бедняк своими малыми средствами умеет отлично обходиться, а богачу любых богатств мало?
– Право, бывает! Даже тираны такие бывают, которым мало всей их казны и нужны не законные поборы.
– Так что же? Не причислить ли нам этих тиранов к беднякам, а хозяйственных бедняков – к богачам?
– Нет уж, лучше не надо, Сократ. Вижу, что и здесь я, оказывается, ничего не знаю.
– Не отчаивайся! О народе ты ещё подумаешь, но уж о себе и своих будущих товарищах ораторах ты, конечно, думал, и не раз. Так скажи мне вот что: бывают ведь и такие нехорошие ораторы, которые обманывают народ ему во вред. Некоторые делают это ненамеренно, а некоторые даже намеренно. Какие же всё-таки лучше, а какие хуже?

– Думаю, Сократ, что намеренные обманщики гораздо хуже и несправедливее ненамеренных.
– А скажи, если один человек нарочно читает и пишет с ошибками, а другой не нарочно, то какой из них грамотней?
– Наверное, тот, который нарочно: ведь если он захочет, он сможет писать и без ошибок.
– А не получается ли из этого, что и намеренный обманщик лучше и справедливее ненамеренного: ведь если он захочет, он сможет говорить с народом и без обмана!
– Не надо, Сократ, не говори мне такого, я и без тебя теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!
И Евфидем ушёл домой, не помня себя от горя. И многие, доведённые до такого отчаяния Сократом, больше не желали иметь с ним дела.

Притча о справедливости

Вздумалось как-то одному правителю сделать свой народ безгрешным. Созвал он мудрецов из разных стран заморских, да поставил перед ними такую задачу. Мол, решите её – отплачу по-царски. Нужно сказать, хороший был правитель, коли такие мысли о людях имел.

День проходит – мудрецы думы думают. Два проходит, а на третий пора пришла ответ давать. Собрались они во дворце царском и начали по очереди.
- Нужно отменить все писанные и не писаные законы. Тогда исчезнет само понятие греха, и все станут безгрешными, - сказал первый.
- Наоборот, нужно придумать новые законы и суровое наказание за их нарушение. Тогда люди станут бояться греха и станут безгрешными, - заявил второй.

- Законы вообще трогать не нужно. Просто дать народу возможность выкупать свои грехи. Чтоб каждый грех, так сказать, имел свою цену. А коли выкупил его, значит, стал безгрешным, - посоветовал третий.
- А я так думаю, нужно избавиться от всего, что до греха доводит, - объявил следующий, и принялся перечислять всё соответствующее.
- Всё земное тяготеет к греху, а потому нужно ваших людей вознести на небо, и сделать ваше царство небесным, - утвердил ещё один.

Вдруг, из самого дальнего угла зала прозвучал вопрос:
- Скажи, государь, а зачем ты хочешь сделать свой народ безгрешным?
Правитель удивился такому вопросу, однако ответил:
- Я хочу им добра!
- А ты сам себя считаешь добрым человеком?
Царь задумался.
- Человек, я не злой, но как правитель, должен быть прежде справедливым.
- Тогда позволь людям жить, как они заслуживают. Не это ли высшая справедливость?
Подумал царь, и отпустил всех мудрецов с миром.

Справедливость бедных и богатых

Внук спросил своего деда о справедливости:
— Дед, почему одни живут богато, а другие бедны. Разве не справедливо было бы богатым поделиться с бедными? Зачем богатые своим состоянием вызывают у бедных зависть?
— Так уж повелось, что умным и трудолюбивым некогда завидовать и им некого, кроме себя, винить. Я расскажу тебе историю, которая случилась в те времена, когда ещё не было ни асфальтовых, ни железных дорог.

На самом краю земли стояла одна деревушка. Люди в ней жили по-разному: одни богато, другие бедно. Бедные, как это обычно водится, завидовали богатым и винили их в своей бедности.

Но однажды пришла беда — случился неурожай. У бедных в семьях стало совсем уж голодно. Богатые же держались, ругались, ворчали, но соседям в помощи не отказывали, делились. Так, сообща, они пережили голод и дожили до весны. А весной оказалось, что нет в деревне уже богатых — все стали одинаково бедными.

Пережили они и весну. Да и лето пролетело. Вот и осень уже стучится в окно. Удивительно, но в этой деревне те, кто был и раньше богат, снова разбогатели, а бедные так и остались бедными.

Притча про справедливость

Два приятеля проходя по лесу нашли два тюка с тканью. Один из них схватил их и отказался делиться.
- Как же так? - возмущался обделенный, - мы оба увидели эту находку, значит справедливо поделить ее на две равные части: тюк тебе и тюк мне.
Но приятель отказался следовать увещеваниям, заявив, что вся ткань принадлежит только ему и он не собирается ни с кем делиться. Тогда тот, что оказался с пустыми руками, предложил обратиться в суд.

Придя в город, они пришли к судье. Обделенный (истец), рассказал обстоятельства происшедшего, требуя справедливого решения - поделить ткань попoлам. Ответчик подтвердил обстоятельства находки, но заявил, что претендует на все.
Судья спросил у истца:
- Правильно ли понял, что ты претендуешь на один тюк, а второй согласен оставить ответчику?
- Да, - ответил истец.
Судья продолжил:
- Таким образом, предметом спора здесь является только один тюк. А так как вы оба на него претендуете, я принимаю решение разделить его между вами пополам.
Так свершилось правосудие.

Справедливость или прощение

Мастер, что такое справедливость? — однажды спросил ученик.
— Человек сделал плохо тебе, — начал свой ответ Мастер, — ты наказал его. Ты, безусловно, прав в этой ситуации. Ты имеешь полное право его наказать. Это право тебе подтвердят и люди, и судья. Есть законы, есть правосудие. По ним и судят. Эти законы наказывают. Скажи, что после наказания останется в сердце виновного? Что останется в твоём сердце?

— Мастер, останется обида, злоба, жажда мести.
— Верно. Если ты простишь обидчика, что останется в его и твоём сердце?
— Благодарность, Мастер.
— Эти законы дарения, любви. Самые трудные законы. А вот какие из них и есть справедливость, решай сам.

Искавший справедливость

Надпись на надгробном камне гласила: «Он искал справедливость». Мудрецу на неё указал ученик, который понимающе протянул:
— Понятно...
Мудрец покачал головой:
— Тебе понятно, а мне — нет.
— Почему? — удивился тот. — Ясно же, что эти поиски его и сгубили. Какой тут ещё может быть смысл?

— Много и разных, — отвечал учитель. — Первый — тот, что высказал ты, потому что так многие думают. Второй — наш бедняга нашёл её, и она оказалась такой, что это убило его. Попросту не смог с этим знанием жить. Третий — сия эпитафия — всего лишь мнение хоронившего. Четвёртый — тот, что составили б мы с тобой, узнай все его обстоятельства. Пятый — намёк на то, что на земле её не найти, поэтому он ушёл с надеждою на небо.

И обратился к ученику:
— Что тебе теперь понятно?
Ученик задумчиво сказал:
— Этих смыслов не меньше, чем нас, а, пожалуй, и больше.
— Каждый из нас — такой смысл или путь к нему, — заключил учитель.

Притча о справедливости силы

Волк, лиса и лев решили охотиться сообща. Дела пошли у них хорошо — они поймали козу, оленя и зайца.
— Дели добычу, — обратился лев к волку. — Только по справедливости.
— Хорошо, — согласился волк. — Козу, я полагаю, надо отдать тебе, зайца — лисе, а себе я возьму оленя.
Услышав это, лев разгневался и растерзал волка.
— Теперь дели ты, — сказал он, обращаясь к лисе. — Только по справедливости.
— С удовольствием, — сказала лиса. — Пусть коза будет тебе на завтрак, заяц — на обед, а олень — на ужин.
— Вот это правильно, — сказал лев. — Кто научил тебя так хорошо делить?
— Лежащий возле тебя растерзанный волк, о мой повелитель! — ответила лиса.

Справедливое Милосердие

Забралось Воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило Воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда — ни сюда. А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает!

И тут, на своё счастье, видит Воровство: идёт по дороге Милосердие.
— Эй, помоги! — принялось кричать Воровство что есть сил.
А Милосердие мимо идёт, словно его и не замечает.
— Освободи меня! — ещё громче стало взывать к нему Воровство. — А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом ещё и в тюрьму посадят!
— Нет, — говорит Милосердие. — Не стану я помогать тебе!

— Как?! — возмутилось Воровство. — Ты же ведь — Милосердие!
— Да, — Милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрёк на холодную и голодную смерть.
— Но ведь он же прибьёт меня!
— Не прибьёт, — улыбнулось Милосердие. — Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!
И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство. Что тот и сделал. Потому что многим был обязан милосердию.

Как вы считаете, какая притча о справедливости отвечает на вопрос: что такое справедливость? И актуальны ли в наше время притчи? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.

Adblock
detector