Журнал Планета Эзотерика
Назад

4 всадника Апокалипсиса

Опубликовано: 08.11.2020
Время на чтение: 9 мин
0
27

В шестой главе «Откровения Иоанна Богослова» есть жуткий образ – четыре всадника Апокалипсиса, появляющиеся один за другим. Это предвестники Страшного Суда и появляются они в строго определенном порядке.

Четыре всадника Апокалипсиса - это 4 силы, выпущенных открытием печатей Господа. Это четыре персонажа из шестой главы «Откровения Иоанна Богослова» - чума (завоеватель), война (раздор), смерть и голод.

«Откровения Иоанна Богослова» ещё называют «Апокалипсис» или «Книга Жизни». В нем повествуется о нескольких событиях, которые предшествуют концу света - это образы Апокалипсиса, ставшие темой для многочисленных толкований. 7 церквей, 4 всадника Апокалипсиса, вавилонская блудница, «Жена, облечённая в солнце», два зверя Апокалипсиса, приход Антихриста, Число зверя — 666, которое примут на себя люди, Армагеддон и др...

4 вестника Апокалипсиса - чума, война, смерть, голод

Считается, что «Апокалипсис» — это самая таинственная и темная книга Библии.

«Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостию моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание».

Так писал св. Дионисий Александрийский о самой загадочной и символической книге Нового Завета — об Откровении, или, по-гречески, Апокалипсисе Иоанна Богослова

«Апокалипсис» Иоанна Богослова - краткое содержание

Напомню кратко содержание «Апокалипсиса». Иоанн, находясь на острове Патмос, получил видение.

Иисус Христос обращается к семи церквам (эпохам) и требует, чтобы Иоанн записал все, что увидит и услышит. Иисус перечисляет все семь церквей и каждой из них говорит, что он хорошо знает дела каждой церкви - что в ней правильно, а что неправильно. Затем на небе начинаются следующие события.

Появляется престол и на нем сидит Бог. Вокруг престола четыре животных — лев, телец, орёл и человек, и двадцать четыре старца. В руках у Господа запечатанная книга, и рядом Агнец, достойный снять печати.

24 старца, агнец и 4 животных у престола Бога
24 старца, агнец и 4 животных у престола Бога
  • Когда Агнец Божий снимает печати с Книги Жизни, появляются четыре всадника Апокалипсиса, и первый из них на белом коне, и конь говорит: «иди и смотри».
  • «…Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить…»
  • Второй всадник появляется на красном (рыжем) коне, и конь говорит: «иди и смотри», и «сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч…»
  • С третьим всадником, на этот раз на черном коне, тоже происходит нечто подобное, только в руках всадника не оружие, а весы.
  • Четвертый мчится на бледном коне, цвета трупа, и он один-единственный из всех всадников имеет имя, и зовут его Смерть. Дальше в тексте идет полуфраза, которую знают даже те, кто Нового Завета и в руки никогда не брал: «…и ад следовал за ним…»
  • Далее, появляются семь Ангелов с трубами. После того, как каждый из них трубит, на землю обрушиваются все новые и новые несчастья-наказания.
  • Гибнут многие люди. Ангел показывает Иоанну книгу, которую тому надлежит съесть и не разглашать ее содержание. Взамен Иоанн должен написать другую книгу, которую уже следует обнародовать.
  • Описываются два Божьих свидетеля, смерть и восшествие народов на небо. Царство мира сделалось царством Господа.
  • Появляется Жена с младенцем, облеченная в солнце. На нее нападает дракон. Жена спасается, убегая в пустыню. Дракон повержен на землю.
  • Появляется зверь с семью головами и десятью рогами, затем зверь с двумя рогами, число которого 666.
  • Агнец стоит на горе Сион со своими искупленными.
  • Три Ангела возвещают приближение Суда Божьего.
  • Иисус производит Суд.
  • Семь Ангелов получают семь чаш гнева Божия (с болезнями и катастрофами) и выливают их на землю.
  • Провозглашается падение Вавилона. Людям наказывают покинуть Вавилон, дабы избежать болезней и горя. Вавилон пустеет и гибнет. Радость на небе о падении Вавилона.
  • Зверь брошен в огненное озеро. Сатана скован, верные Христовы последователи царствуют тысячу лет.
  • Освобождение сатаны и ввержение его в озеро огненное.
  • Мертвые стоят перед великим белым престолом.
  • Иоанн видит новое небо, новую землю, Новый Иерусалим. Народы спасены.

Да уж, кратко пересказать «Апокалипсис» задачка ещё та. Текст тяжёлый, запутанный, напичкан символикой. Но он весь нам и не нужен -  сейчас речь именно о четырёх всадниках Апокалипсиса.

1 всадник Апокалипсиса - чума

Чума - это первый всадник Апокалипсиса. После того, как Агнец снял с книги первую печать, появился всадник на белом коне, которому был дан лук и венец. Оценка этого образа в религиозных христианских текстах неоднозначна.

Всадник Апокалипсиса «Чума»
Всадник Апокалипсиса «Чума»

Цвет жеребца с одной стороны символизирует непорочность, с другой – лжеправедность или болезнь. Богословы II века считали что первый всадник - это Иисус Христос, а цвет лошади благой знак для распространения евангелия и христианской веры. Но ведь в лице Агнца тоже видят Христа. Ну не может же он одновременно и всадником быть и предвестником собственного Второго Пришествия...

Есть ещё мнение, что этот наездник – олицетворение Святого духа. Он мог быть послан Иисусом для распространения веры. А дарованный ему лук может быть метафорой, отсылающей нас к апостолам, проповеди которых, подобно стрелам, поражали души верующих, тем самым наносили поражение Дьяволу.

1 всадник Апокалипсиса на белом коне: «Имеющий лук, и дан ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить». Таково олицетворение жажды земной славы, стремления к победе любой ценой ради господства над другими людьми.

2 всадник Апокалипсиса - война

Война - второй всадник Апокалипсиса. После того, как Агнец снял вторую печать с Книги Жизни, явился всадник на рыжем жеребце. Ему был дарован большой меч и право «взять мир с земли». Этого наездника чаще всего называют Войной или Раздором. Он вершит Божий суд.

2 всадник Апокалипсиса «Война»
2 всадник Апокалипсиса «Война»

В описании рыжего (красного или огненного) коня большинство богословов видит метафору на разрушения, кровь на поле боя. Те же ассоциации вызывает его оружие. Иногда рыжий цвет лошади, олицетворяющей завоевательную войну, противопоставляется белому скакуну, который может быть метафорой гражданской войны: в Средние века ослабление страны внутренними раздорами вполне логично приводило к попыткам завоевать ослабленное государство извне. Святой Андрей, архиепископ Кесарийский, утверждал, что рыжий цвет означает кровь мучеников, пролитую за веру.

Второй всадник на рыжем коне: «и сидящему на нем дано взять Мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». К этому бедствию ведет несправедливость и неравенство. И если первый всадник стрелами своими поражает души людей, то второй губит тела.

3 всадник Апокалипсиса - смерть

Смерть - третий всадник Апокалипсиса. За снятием с Книги Жизни третьей печати последовало появление вестника смерти на черном коне. Он держал в руках весы («меру»). Его появление сопровождалось голосом, который устанавливал цены на пшеницу и ячмень, но призывал не менять стоимость елея и вина.

3 всадник Апокалипсиса «Смерть»
3 всадник Апокалипсиса «Смерть»

Чаще всего третий наездник считается олицетворением голода, а масть его жеребца – символом смерти.

ЧИТАТЬ  Необъяснимые смерти в 8 камере

Из всех библейских всадников Апокалипсиса только появление третьего сопровождается речью. Говорит человек (один из животных у престола Бога): «хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай».

Эти слова богословы трактуют так: зерновые культуры переносят засуху гораздо хуже, чем виноград и олива, поэтому стоимость зерна во время засухи резко растет, в то время как цены на вино и елей не меняются. С другой стороны, вино и елей христиане используют для совершения таинства причащения, стабильная стоимость этих продуктов означает сохранение и укрепление христианской веры.

Черного же коня объясняют как символ людей, отрекшихся от веры из-за тяжких мучений (например, из-за страданий, приносимых войной и голодом), а весы у них символизируют сравнение тех, кто отринул веру, с теми, кто продолжил служить Богу.

Третий всадник Апокалипсиса на чёрном коне, «имеющий меру в руке своей» - это последствия войн, неурядиц, междоусобиц, разорения: страшная дороговизна и голод.

4 всадник Апокалипсиса - голод

Голод - четвертый всадник Апокалипсиса. Всадник на бледном коне.

Снята последняя печать, появился четвертый вестник Апокалипсиса. Он один назван по имени – Смерть. За ним, по тексту «Откровения Иоанна Богослова», следует Ад и во власти этого наездника – убивать людей с помощью меча, голода, болезни и диких зверей

4 Всадник Апокалипсиса «Голод»
4 всадник Апокалипсиса «Голод»

Иногда этого всадника ещё называют Чума или Мор. В отличие от первых трёх, он не получил даров, однако за ним идет Ад. И часто его изображают с мечом или косой в руках.

Цвет лошади последнего всадника описан как khlôros (χλωρóς), что переводится как «бледный», однако возможны переводы и как «пепельный». Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Масть скакуна может также соответствовать вполне реальной мышастой (серой).

Четвёртый всадник Апокалипсиса — «конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными».

Кто и как расшифровывает появление четырёх всадников Апокалипсиса

Нет общего мнения по трактованию персонажей четырех всадников Апокалипсиса. Многие богословы учёные и теоретики в разные эпохи выдвигали отличные друг от друга теории. Само содержание «Апокалипсиса» одновременно и привлекает и шокирует.  Через него теологи обнажали людские пороки, трактовали этапы истории мира или христианства. Теории о четырёх вестниках в руках спекулянтов становилась основой для махинаций и ложных предсказаний.

Но один факт всегда объединял всех: цвету четырёх скакунов придавали огромное значение.

Альбрехт Дюрер 

Самая распространенная интерпретация этого мрачного пророчества такая: всадники означают Мор, Войну, Голод и Смерть. В этом качестве четыре всадника Апокалипсиса, то есть Конца Света, изображены на гравюрах Альбрехта Дюрера, сделанных им в 1497–1498 годах. У него всадники скачут вместе. Первый разит стрелами, у второго в руках меч, у третьего – весы, олицетворяющие голод, а четвертый –  вообще скелет (с бородой!) на до смерти замученной кляче (зомби конь!). Люди падают под их копытами, как скошенная трава.

Четыре всадника Апокалипсиса Альбрехт Дюрер.

Если бы гравюры были изготовлены года на четыре пораньше, то в 1494 году, осенью, в Италии оттиски с них расхватывали бы так, что не хватило материалов для работы печатных прессов. Собственно, близости к действительности тут особой не было – ни мор, ни голод на тот момент времени ещё не случились, и война шла, в общем-то, без единого выстрела… Но вот чувство дикого ужаса, охватившего тогда всех, гравюры передавали очень точно!

В христианстве

Некоторые современные теологи склонны считать, что Иоанн Богослов писал о наших днях как о времени, когда мир погружается в хаос, близится конец света. Так, рыжего жеребца ассоциируют с коммунизмом, зеленого – с исламом, черного – с капитализмом.

А некоторые считают, что четыре всадника Апокалипсиса - это 4 ангела (Гавриил, Уриил, Михаил и Рафаил), которые одновременно символизируют части света. Но, как всегда, нет единого мнения о соотношении вестников смерти с небесными покровителями.

Учёные теологи

Существует мнение, согласно которому все предсказания и видения Иоанна Богослова относятся только к I веку н.э. По мнению современных теологов вестники конца света олицетворяют условные периоды существования общины верующих:

  • Вестник на белом коне – символ первого «века» христианства, самым значимым событием которого была победа парфянского царя над римской армией в 62 г. н.э. Такая трактовка имеет место отчасти потому, что парфянская армия была знаменита своими стрелками.
  • Вестник на рыжем (война) – символ второго периода, когда произошло восстание Буодикки в Британии, войны в Германии, смуты в Палестине.
  • Чёрный Вестник с весами (смерть) - стал предвестником голода в Армении и Палестине.
  • Всадник на бледном коне (голод) - предрекал эпидемии в Азии и Ефесе.

Четыре всадника Апокалипсиса Архиепископа Кесарийского

Четыре всадника Апокалипсиса Архиепископ Кесарии толковал как метафору на тяжкий путь народов к христианской вере.

  • Снятие первой печати Андрей Кесарийский сопоставлял с деятельностью святых апостолов, праведные речи которых, подобно стрелам лучника, поражали дьявола, будили стремление к вере в сердцах мирян.
  • Появление мечника на красном коне – символ борьбы неверных против верующих. Оружие в руках второго наездника – символ страданий и крови, пролитой праведниками, защищавшими христианскую веру.
  • Голод с мерилом (весами) в руках в трактовке Архиепископа Кесарии становится метафорой, обозначающей людей, которые после гонений отпали от веры и тех, кто, напротив, сохранил крепость духа, продолжил чтить Бога и его заповеди.
  • Появление Смерти на бледном скакуне – символ божественного гнева, мести всевышнего за смерть праведников.

Сергей Булгаков

  • Лучник на белом коне – символ победы христианства в мире не только в прошлом, но в настоящем, и в будущем.
  • Война, которую символизирует снятие второй печати, вообще свойственна для всех исторических эпох.
  • Третий наездник с мерилом в руке – символ голода, дороговизны (сюда же можно отнести современные экономические кризисы).
  • Смерть же – это результат действий всех предшествовавших ему сил.

Пророк Захарий

Захарию тоже было видение четырёх коней. Но он называет их «четыре духа небес, которые когда-то стояли перед самим Владыкой всей земли». Отличия коней Захарии, от тех из Откровения, в том, что их цвета ничего не обозначают и не символизируют. Кони у Захария исполняют роль, скорее, часовых, чем сил разрушения и страшного суда.

Четыре всадника Апокалипсиса - это 4 касты (4 эпохи)

Образы четырех всадников Апокалипсиса могут быть трактованы древнеиндийской системой каст, или «варн». Основу её составляют четыре касты:

  1. каста брахманов,
  2. каста кшатриев,
  3. каста вайшьев,
  4. каста шудр.

Каждая из четырех каст соответствует четырем основополагающим типам предназначений человека в этом мире.

  • Каста брахманов — это каста жрецов, предназначением которых является священнодействие, т. е. совершение ритуалов, предписанных священным писанием и поддерживающих священный порядок вселенной. Только брахманам открыт прямой, непосредственный доступ в сферу сакрального, и все нижестоящие касты могут получить этот доступ только через посредничество и содействие брахмана–жреца.
  • Каста кшатриев — это каста воинов–царей, которые помогают брахманам поддерживать священный порядок силою оружия. Область деятельности кшатриев — воинское дело и политическое управление.
  • Каста вайшьев — это каста крестьян, ремесленников и торговцев, чье предназначение заключается в создании и реализации материальных ценностей.
  • И, наконец, каста шудр — это каста слуг, предназначение которых заключается в том, чтобы быть слугами у представителей всех вышестоящих каст. Отличительной особенностью шудр является жесткое установление, запрещающее им какое бы то ни было соприкосновение со священными текстами и священным знанием вообще.

Таким образом, градации кастовой системы разворачиваются между двумя полюсами: один полюс - это соприкосновение со сферой сакрального, противоположный полюс - это категорический запрет на соприкосновение с сакральным.

Картина 4 всадника Апокалипсиса
4 всадника Апокалипсиса. Художник Владислав Коваль

Каждый из четырех всадников Апокалипсиса представляет определенную историческую эпоху, предопределяя ее природу и сущность.

Первый всадник, садящий на белом коне с луком в руках и с венцом на голове, олицетворяет эпоху царей–жрецов, в которую пребывание в сфере сакрального было естественным состоянием человечества, наставляемого и ведомого священными мудрецами.

ЧИТАТЬ  Ромашки указали на могилу

Второй всадник на рыжем (багряном) коне с мечом в руках олицетворяет эпоху царей–воинов, эпоху монархий. В тексте Апокалипсиса сказано, что ему «дано было взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга», и это полностью соответствует природе наступившей эпохи, в которую войны и убийства становятся естественной жизненной нормой.

Третий всадник на вороном коне с мерой (с весами) в руках олицетворяет эпоху, в которую главными фигурами становятся торговцы и финансисты. Эта эпоха характеризуется безудержным потреблением материальных благ, с одной стороны, и безысходным страданием от их нехватки, с другой.

И, наконец, четвертый всадник на бледном коне, «которому имя «смерть»», олицетворяет эпоху слуг, занявших главенствующее положение, т. е. ставших господами. Поскольку слуги по своей природе не могут иметь собственной инициативы, то их господство не может обернуться ничем другим, как только хаосом. К тому же, как мы уже упоминали, касте шудр, или слуг, категорически запрещен доступ к сакральным текстам и к сакральности, в результате чего состояние хаоса усугубляется еще более.

Эпоха четвертого всадника — это эпоха социальных и природных катаклизмов, эпоха всеобщего хаоса и смерти, потому в тексте «Апокалипсиса» и говорится, что этому всаднику дана власть умерщвлять «мечом, и голодом, и мором, и зверями земными».

Зачем Иоанн съел «Апокалипсис»?

Новый «Апокалипсис» содержит явные следы редактирования или даже радикального переписывания. Доказательство этого содержится в дошедшей до нас версии «Апокалипсиса». Я говорю об известном сюжете «о съедении книги». Иоанн Богослов, автор Апокалипсиса пишет.

«И видел я другого Ангела сильного…
В РУКЕ У НЕГО БЫЛА КНИЖКА РАСКРЫТАЯ…
И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими… Я ХОТЕЛ БЫЛО ПИСАТЬ; но услышал голос с неба, говорящий мне: СКРОЙ, ЧТО ГОВОРИЛИ СЕМЬ ГРОМОВ, И НЕ ПИШИ СЕГО…
И голос, который я слышал с неба… сказал: ПОЙДИ, ВОЗЬМИ РАСКРЫТУЮ КНИЖКУ ИЗ РУКИ АНГЕЛА…
И я пошел к Ангелу и сказал ему: ДАЙ МНЕ КНИЖКУ.
Он сказал мне: ВОЗЬМИ И СЪЕШЬ ЕЕ; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
И взял я книжку из рук Ангела, И СЪЕЛ ЕЕ…
И сказал он мне: ТЕБЕ НАДЛЕЖИТ ОПЯТЬ ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ О НАРОДАХ И ПЛЕМЕНАХ, И ЯЗЫКАХ, И ЦАРЯХ МНОГИХ» (Апокалипсис. 10:1–4, 10:8-11).

Потом Ангел сказал Иоанну:

«Не запечатывай слов пророчества книги сей… И также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества КНИГИ СЕЙ» (Ап. 22:10, 22:19).

Что можно понять из написанного Иоанном рассказа?

1. Сначала Ангел показал ему книгу с описанием происходящих событий, но потребовал не разглашать ее содержания: «СКРОЙ… И НЕ ПИШИ СЕГО» (Ап. 10:4). Ангел даже потребовал, чтобы Иоанн «съел первую книгу». Что и было сделано. Тем самым, содержание первой книги оказалось полностью утраченным.

2. Потом Ангел приказывает Иоанну написать новую книгу, взамен съеденной, и обязательно ОБНАРОДОВАТЬ ЕЕ: «не запечатывай слов пророчества книги сей» (Ап. 22:19).

По приказу Ангела Иоанн написал тот вариант Апокалипсиса, который, надо полагать, и дошел до нас. Таким образом, в своём Откровении Иоанн нам пишет, что на самом деле были две книги. Первая, уничтоженная, «съеденная», и, следовательно, расценивавшаяся как «неправильная». И вторая, «правильная», написанная заново, под диктовку Ангела. Именно так и воспринимали этот сюжет средневековые иллюстраторы Апокалипсиса.

На гравюре А. Дюрера видно Ангела, протягивающего Иоанну первую книгу. Иоанн «съедает» ее. А рядом с ним уже лежит вторая книга, написанная Иоанном. На земле, около второй книги, есть письменные принадлежности: пузырек с чернилами. Совершенно недвусмысленно показано создание второй книги на основе «съеденной» первой.

Гравюра А. Дюрера «Святой Иоанн глотает книгу»

Гравюра А. Дюрера «Святой Иоанн глотает книгу». Между прочим, в английском переводе этого названия переводчики совершенно правильно используют глагол «devour», означающий — жадно есть, ГЛОТАТЬ, давясь. Первый вариант Апокалипсиса Иоанн «съедает», а второй, новый вариант пишет заново. Вторая книга изображена лежащей на земле, рядом с Иоанном.

Тем самым «Апокалипсис» не скрывает, что первоначальная его версия была уничтожена, а потом написана вторая. Именно так считают многие исследователи, говоря, что дошедшие до нас библейские книги подверглись редакции в XVII–XVIII веках.

Не нужно, впрочем, думать, что первый вариант Апокалипсиса был действительно в буквальном смысле съеден Иоанном Богословом. Скорее всего, тут мы вновь сталкиваемся с путаницей, возникшей у позднейших редакторов Апокалипсиса при попытке прочесть и осознать фразу вроде: «Иоанн съел книгу». Речь шла, скорее всего, о том, что Иоанн ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧЕЛ первую книгу, а затем на ее основе создал новый вариант. Ведь до сих пор говорят, что кто-то «ПРОГЛОТИЛ КНИГУ», то есть жадно и быстро ее прочитал. Любителей чтения так и характеризуют: «глотают книги».

Подобное выражение, вероятно, и стояло во второй книге Иоанна, вновь, еще раз, подвергнувшейся тенденциозному редактированию. Редактор мог не понять переносного выражения «проглотил книгу» и ошибочно (или специально) воспринял его буквально: «Иоанн съел книгу». Так и записал в новую версию Апокалипсиса. Получилась странность. А позднейшие послушные художники, вроде А. Дюрера, принялись тщательно изображать — как именно Иоанн жует и, давясь, съедает бумажную или пергаментную книгу. Даже если они и понимали бессмысленность такой «картинки», ослушаться церковного канона никак не могли. С тех пор и кочует по библейским иллюстрациям образ Святого Иоанна, обедающего большой многостраничной книгой.

Святой Иоанн глотает книгу

Фрагмент гравюры Иоанн, «глотающий», то есть, как мы теперь понимаем, просто жадно читающий, ПРОГЛАТЫВАЮЩИЙ интересную книгу.

Указанную нами путаницу слов легко понять, поскольку первый вариант Апокалипсиса, судя по цитированному выше сюжету, был действительно уничтожен. Так что вполне могли сказать, что «его съели».

Из сказанного следует, что переработка первичного варианта «Апокалипсиса» была довольно значительной. Иначе вряд ли пришлось бы уничтожать первую книгу и вместо нее ЗАНОВО писать новую. Так что речь шла вовсе не об «исправлении опечаток». С «Апокалипсисом» проделали нечто куда более существенное. Вероятно, его рассматривали как ценное и важное произведение, которое следовало особо тщательно привести в соответствие с новыми стандартами и целями эпохи Реформации XVII века...

Но думаю где-то, в закромах масонов или Ватикана, есть тот самый истинный текст настоящего пророчества «Апокалипсиса». И по какой-то причине, те кто его скрывают, не хотят, чтоб четыре всадника Апокалипсиса явили миру своё «истинное лицо». Поэтому и пишут, что первый текс (настоящий) уничтожен...

«Не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.
Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится;
праведный же творит правду еще, и святый да освящается еще.
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его,
чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители,
и всякий любящий и делающий неправду.»

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.

Adblock
detector