Призрак старого дома
Эта история про призрак моей тёзки Софии стала нашей семейной легендой. Хоть все эти семейные тайны всегда были под запретом... Всё же решила написать.
Я приехала в столицу в поисках смысла жизни. Ну и работы, конечно. Мама договорилась, что я могу пожить у Томы, пока обустроюсь. Но на деле хозяйка пустила меня почему-то в так называемую «мастерскую» ее сына-художника — квартирку-студию в полуразрушенном доме в старом квартале. Я думала, что такие дома уже все либо реконструированы, либо снесены.
- Вот, - тетя Тома, мамина подруга по университету, толкнула облезлую дверь. - Это мастерская. Спать можно на этой лежанке, вода есть, туалет работает. Только ничего тут не трогай, а то Стасик нас убьет.
Я пообещала ни к чему не прикасаться, и тетя Тома испарилась, заверив, что до конца лета Стасик не появится — он на этюдах в Италии. Окей. У меня три-четыре недели, чтобы найти работу и жилье.
Задумавшись, подошла к окну. За мутными, немытыми стеклами лежал город. Когда-то в нем проживала и моя семья. Но после войны прабабушка не вернулась в старую квартиру, а остановилась в маленьком городке, где жила ее сестра. Так ей посоветовали в военкомате: как семье репрессированного, им лучше не соваться в столицу. А то мало ли... До конца дней дней старушка грезила утраченным городом и говорила, что непременно нужно вернуться в Москву.
Я обошла помещение. Нормально. Главные удобства присутствуют. Комната огромная. Правда, вся заставлена холстами, мольбертами, завалена красками и кистями. Ни чего не поделаешь — мастерская художника. Но тут даже имеется закуток для кухоньки и газовой плитки на одну горелку. В общем, все отлично.
Весь день я бродила по городу, время от времени зависая в каком-нибудь кафе с бесплатным интернетом, чтобы размещать с планшета резюме о поиске работы или просматривать объявления. Меня переполняли эйфория и уверенность, что все получится и в самое ближайшее время. Вернулась в квартиру уже в сумерках. И тут обнаружилось нечто неприятное: единственная лампочка под потолком явно перегорела. Вообще странно, что у художника такое плохое освещение. Окна пыльные, люстры нет... Увидела в углу за шторой три софита. Но... И тут до меня дошло. В этом помещении отключено электричество. Может быть, за неуплату. А может, из соображений противопожарной безопасности. Сюрприз не из приятных. Ладно, завтра куплю свечи. Я легла спать.
Меня разбудил порыв холодного воздуха из окна. Будто дело не в июле происходит, а в январе. Чертыхнувшись, села на постели. И обмерла: у распахнутого окна увидела женский силуэт. Лица в полумраке не рассмотреть, но видно, что это совсем юная девушка.
- Не бойся, - сказала едва слышно. — Хорошо, что ты приехала. За домом присмотришь. Я смогу спокойно уснуть. Круг замкнулся...
С этими словами фигура растаяла в воздухе, словно ее и не было. А я еще долго ворочалась на своем ложе. Наверное, очень устала накануне, потому что проспала до полудня.
Открыла глаза и первое, что увидела, — это удивленную физиономию незнакомого парня лет тридцати.
- Ты Стас? — спросила я, мгновенно сориентировавшись в ситуации.
Похоже, хозяин вернулся раньше времени.
- А я София. Можно Соня.
- София... - пробормотал эхом парень. - Так не бывает!
- Чего не бывает?
Ничего не ответив, парень прошел через комнату, повернул ко мне один из мольбертов, сдернул покрывало.
Это был портрет девушки. Мой портрет!
- Она тут раньше жила. И все еще находится тут. Снится мне. В полнолуние появляется.
...Когда мы со Стасом пили кофе с остатками моих бутербродов, он рассказал:
- В этой квартире уже десятки лет мастерская. Передается от одного художника к другому. Многие Софию видели и рисовать пытались — наутро картина оказывалась смазанной или порезанной. А у меня видишь - получилось. Я потом в архивах покопался, мало что удалось найти... Дом до революции принадлежал одной дворянской семье Радновых. У них было три сына и две дочери. Старшая Вера - стала убежденной большевичкой. А младшая, София, умерла от туберкулеза совсем юной. Сыновья, похоже, все погибли в гражданскую войну...
- А почему ты решил, что призрак - София?
- Так она мне сама сказала. И что дочку свою ждет, Милочку.
Что же получается? Я праправнучка Сони? Наследница этого старого дома?
- Милочка - это, наверное, Людмила? - сердце забилось чаще.
В нашей семье хранится серебряное колечко с гравировкой «Людмила».
Я взяла мобилку:
- Мам? Слушай, тебе о чем-то говорит такое имя - Людмила Раднова? Хотя... может и не Раднова... А София Раднова?
- Это фамилия наших предков, - после паузы ответила мама. - До революции они были очень богаты. Прабабушка была уже замужем, за революционером-анархистом, потому ее не расстреляли, как многих. А с Соней связана какая-то трагическая любовная история. Кажется, одна из дочек твоей прабабушки - внебрачная дочь Софии. Но кто точно, не знаю. Ей потом имя сменили. Эти семейные тайны всегда были под запретом...
Стас сделал еще кофе, закурил.
- Выходит, ты наследница этого имущества? Прапрапра... Софии Радновой?
- Выходит, так. Жаль, что уже ничего не узнать точно.
А призрак Софии сказала мне, что круг замкнулся и теперь она может уйти.
София