Журнал Планета Эзотерика
Назад

Превращение человека в животное - от древности до наших дней

Опубликовано: 25.05.2020
Время на чтение: 4 мин
0
28
Превращение человека в животное

Превращение человека в животное или наоборот — очень распространённый сюжет в мифологии разных народов мира. При слове оборотничество или превращение человека в животное мы представляем себе что-то древнее, мощное и запретное. Настолько древнее, что прочно поселилось в легендах, мифах и сказках практически всех народов. Прошли века, но тема - превращение человека - не только не затерялась среди других, но и прекрасно процветает.

Но, есть одна странность! Если сравнить оборотней древности и оборотней более современных (18-20 век)  - то любой увидит, что они разительно отличаются друг от друга.  Оборотень в африканских, австралийских, индейских сказках никогда не был человеком и, естественно, не знал никакой борьбы сущностей, составляющих основу оборотничества более современных оборотней.

В чём разница древнего оборотня и более современного

В древних сказках оборотень являлся лишь самим собой — драконом, змеем, лисой и т. д. умеющим лишь прикидываться человеком, то есть принимать его облик. Ему не нужно было завладевать каким-то конкретным человеком. Более того - не надо прикладывать особых усилий и средств для того, чтобы изменить на время свой внешний вид.

Потому что такие усилия и средства нужны были бы лишь для изменения сущности, а не только внешнего вида, а сущности древние оборотни никогда не меняли.

Вся беда и ужас современного (18-20 век) оборотня состоит в том, что он вынужден менять сущность, в результате чего он уже не является ни человеком, ни зверем, ни демоном. Всё это стравливает все три сущности и командует вытеснениями, но становится чем-то непонятным. В этом и есть утроенное стремление каждой из этих сущностей выгнать все другие сущности, чтобы остаться в одиночестве. А также страх сущности самой быть навсегда вытесненной. Древние же оборотни этого страха не знали никогда.

Получается, что превращение человека в животное в древности и превращение более современных оборотней — это разные понятия. А разные потому что - древние оборотни превращались магическим путём. И тем более говорить о происхождении одного вида из другого и тем более объяснить это происхождение становится довольно-таки трудно. По всем показателям - древний оборотень неуязвим. Представить себе причины, заставившие его поступиться своим преимуществом и превратиться в оборотня позднего (уязвимого и управляемого), довольно трудно. Значит это два разных вида оборотней.

Ответ о разнице этих существ - в сказках и легендах

Быть может, представления “древних народов” и представления, к сфере которых относятся поздние оборотни, слишком уж далеки друг от друга, чтобы можно было увидеть явную связь, и следует обратиться к какому-нибудь промежуточному слою культуры, чтобы эту связь разглядеть? К примеру, к прибалтийским, коми и норвежским мифопоэтическим представлениям и к русской мифопоэтике, которая не столь далека от западных представлений о поздних оборотнях и по времени, и по пространственному местоположению. В первую очередь, конечно, к народным волшебным сказкам, ибо от мифологии русской мало что уцелело.

Превращение человека в животное в древности

Вот и выявляется интересная особенность: в наших русских сказках присутствует некий аналог древнего оборотничества, НО, с обратным знаком. Оборотень у нас, в отличии от европейских и африканских сказок, - это не животное, а человек. И наш оборотень никогда не меняет сущности (меняет только облики), и сущность эта всегда и исключительно человеческая. Например -  Василиса Прекрасная, царь Гвидон, дикие Лебеди и т.д. Назовём такое превращение человека (животного) без изменения его сущности - магическое превращение (МП). А превращение с изменением сущности - оборотничество. А теперь попробуем проанализировать более подробно отношение МП к позднему оборотничеству.

Различие оборотничества и МП:

  1. При маг. превращении происходит лишь смена облика, но не сущности — сущность человека сохраняется и остаётся единой при всех внешних превращениях.
  2. Оборотничество же выступает именно как борьба и подмена нескольких сущностей, в связи с чем и происходит смена облика.

Иными словами, в первом случае происходит образное изменение, внешнее, во втором — сущностное, внутреннее. Если человек при МП меняет свои обличья, как одежду, не меняя при этом своей сущности, то истинный оборотень вынужден менять облик именно потому, что в него вселяется другая сущность, которая и подчиняет его своей воле.

С этим же, по-видимому, связано и то, что при оборачивании смерть человека означает и конец превращений, ибо без сущностной основы внешние образы существовать не могут. (В этом смысле можно сказать, что божественное превращение, то есть оборачивание, свойственное богам, бесконечно именно в силу божественного бессмертия). Причём снятие чар происходит в данном случае независимо от того, является ли источником этих чар сам оборачивавшийся или же некое третье лицо.

В сходной же ситуации при смерти человека, которому свойственно оборотничество, умирает лишь одна из участвующих в ряде превращений сущностей — сущность человеческая — оборотень же по существу своему бессмертен, а потому и смерть человека, в которого он вселяется вовсе не означает конца цепочки превращений. Напротив, покинув ставшую бесполезной человеческую оболочку, оборотень в обличье зверя-демона или же безликий отправляется на поиски новой человеческой жертвы, новой личины. Для древнего же оборотня смерть невозможна вовсе ни в человеческом обличье, ни в зверином — в силу бессмертия его единственной сущности, что притворяется то тем, то другим, меняя облик.

Таким же образом различается и значение шкуры, внешней “съёмной” личины для превращающегося и для оборотня. Превращающийся магически, который является таковым по собственной воле и способности, как, например Волх Всеславьевич, вовсе в такой вспомогательной “съёмной” шкуре не нуждаются, и в своих превращениях совершенно свободен — внешние силы не могут заставить его менять облик по своему усмотрению, ни лишить его этой способности.

Так же не нуждаются в шкурках и прочих средствах для превращения и древние оборотни (МП) — способность превращения является их природной чертой, сущностной особенностью. Оборачивающиеся “подневольные”, то есть околдованные типа Царевны-лягушки, Финиста-ясна сокола или превращённых колдунами в волколаков - с уничтожением “шкурки” принимают свой прежний естественный вид и освобождаются от чар.

И напротив, освобождение от чар  - избавляет и от шкуры. А.Н. Афанасьев приводит множество примеров такого освобождения.

«Сила колдовства превращает сказочных героев в разных зверей (волк, медведь, рысь, конь, собака, козёл), чудовищных змей и гадов (жаба, лягушка и пр.). Во всех этих метаморфозах главное значение принадлежит шкуре животного. По свидетельству народной сказки, царевна-лягушка освобождается от заклятия после сожжения её лягушачьей кожурины; точно так же предаются огню змеиная сорочка, свиной кожух и другие шкуры, в которые рядятся очарованные царевичи и царевны.

На Руси хранится такое предание: красавица, превращённая мачехой-ведьмой в рысь, прибегала к своему осиротелому ребёнку, сбрасывала с себя звериную шкурку и кормила его материнскою грудью, а накормив, — снова оборачивалась рысью и удалялась в дремучий лес. Муж красавицы, улучив удобную минуту, захватил звериную шкурку, спалил её на огне и тем самым освободил свою подругу от волшебного очарования. В норвежской сказке один из королевичей, превращённых в жеребят, говорит своему избавителю: «возьми этот старый меч, в день твоей свадьбы ты должен отрубить нам головы и снять лошадиные кожи; тогда мы опять сделаемся людьми».

Также и люди, обращённые в волков-оборотней помимо своей воли, по народному преданию, освобождаются от чар, если кто-нибудь сумеет снять с них волчью шкуру. Истинный оборотень напротив, потеряв свою звериную шкуру начинает страдать, а нередко и вовсе исчезает со стоном, будто умирает, и более не обращается ни в человека, ни в зверя до тех пор, пока не оправится от этой потери и не обретёт себе новой звериной шкуры.

В связи с тем, что при МП не происходит смены сущности человека, то превращение, совершаемое им, происходит как “чистое”, то есть при смене облика в нём не остаётся признаков прежнего облика.

Отличить такого человека можно лишь по его речи, по взгляду или же, в некоторых случаях, по подаваемым им знакам. Оборотень же неизменно имеет особые отметины, которые и выдают присутствие в нём иного, иной сущности: цвет глаз, хвост, клык, запах, голос и пр.

Так, в мифологии коми оборотень Калян является к женщине в облике отсутствующего мужа и опознаётся по лошадиным зубам и коровьим копытам. В литовской мифологии вилктаки (волки-оборотни) в волчьем обличье сохраняют человеческие зубы и белое пятно под шеей (там, где завязывался белый платок, когда они были людьми), в человеческом — хвост, нередко короткий, так что его легко спрятать. А если вилктака убить в его волчьем обличье, то на умершем вилктаке, принявшем облик человека, сохраняется и волчья шкура. Известный в южнославянской традиции волкодлак также имеет специфическую отметину — «волчью шерсть» на голове, хорошо заметную от рождения.

Отмеченный, таким образом, знаками отличия и от людей, и от зверей, чей образ он может принимать, оборотень заведомо обречён на одинокое существование и исключённость. В то время как магически превращённый спокойно пребывает и среди людей, и среди животных, и среди прочих живых существ, чья природа не является демонической.

Из всего этого можно сделать вывод - магическое превращение человека и оборотничество имеют по отношению к человеку и к человеческой сущности как бы противоположные знаки:

  • МП имеет сущность человеческую и всегда стремится вновь вернуть свой человеческий облик, этой сущности соответствующий.
  • Оборотень же сущность имеет нечеловеческую и, более того, человеку явно враждебную, а потому, завладевая человеком и стремясь подчинить себе его сущность и принять его облик, использует их лишь в меру своих интересов, всегда оставаясь существом тройственной природы.

В оборотне существуют три борющихся и вытесняющих друг друга сущности:

  1. Демоническая, которая господствует и подчиняет своей воле две прочих сущности и является “управителем” как одной из них, так и второй.
  2. Звериная, которая подчинена демонической в полной мере и используется ею (демонической сущностью) для подавления человеческой воли.
  3. Человеческая, которая подавляется одновременно и звериной сущностью, воздействующей на её волю, и демонической, которая стремится завладеть её разумом.

Превращение человека в животное - магическое

Магическое превращение определяется как временное превращение человека в животное с последующим возвратом к первоначальному (подлинному) виду. Однако же, различие МП и оборотничества, помимо указанного выше различия по принципу сохранения или вытеснения сущности, как раз и состоит в том, что является в каждом из этих двух случаев «подлинным видом».

Вот теперь мы можем сделать вывод - в чём разница этих видов:

«Подлинным видом» магически превращающегося (или оборотня из русских сказок) или же его единственной сущностью является сущность человеческая, которой и соответствует человеческий облик, к которому он неизменно и возвращается.

А вот «подлинным видом» древнего оборотня и его сущностью является животное - и к нему он и будет возвращаться после каждого превращения.

Ну и наконец «подлинным видом» и подлинной сущностью — той, что и служит причиной и источником превращений оборотня более современного - является сущность вселяющегося, сущность подавляющая и господствующая, то есть демоническая или же демонически-звериная. Соответственно этому оборотень и возвращается неизменно к обличью зверя или — что реже — становится вновь безликим духом.

И именно это — то, что «подлинной» сущностью оборотня является сущность демоническая или демонически-звериная, но никак не человеческая — роднит поздних оборотней с древними оборотнями, решительно отличая и тех, и других от магически превращающихся.

На протяжении огромного количества лет официальная наука пыталась отнести оборотничество к чистому вымыслу, однако оказалось, что сделать это невозможно. Ведь факт остается фактом: истории об оборотнях, собранные в разных уголках нашей планеты, совершенно необъяснимым образом совпадают. Сходство внешности, характеров, поведения, привычек оборотней в сказаниях различных народов не может быть обычной случайностью.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Отправляя данную форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами нашего сайта.

Adblock
detector