Волколак
Древние славяне называли волка-оборотня - волкодлак, волколак или волкулак — человек-волк, который сам способен превращаться в волка, а затем в человека, а также превращать в волков других людей. Волколак — один из главных героев древнейших мифов и легенд славян. Волколаки, как и вампиры, ведьмы существуют тысячи лет и в наших сказках и фольклёре. Легенды об оборотнях у всех славянских племен очень похожи.
Волколак, волкодлак - легенда или реальность?
Волколак – особый персонаж славянской мифологии, один из самых древних. Он появился еще в те года, когда люди считали себя частью живой природы, а не отделялись от нее, как сейчас. Сначала волколак был языческим образом, а затем превратился в христианского злого демона. В летописи 1282 года говорится о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну». В отличие от европейских мифов, у славян оборотень не был злым, кровожадным убийцей. Славяне не считали оборотничество ужасной болезнью. Это было необычно и без сомнения связывалось с колдовством, но часто оборотень — один из главных и положительных героев славянских сказок.
Кто такой волколак?
Волколак это (волкодлак, волкулак, ваўкалак, wilkołak, вовкулак) — человек-оборотень, на определённое время принимающий образ волка, но сохраняющий разум. Волколака чаще описывали как обычного волка, иногда указывались странности во внешнем виде и поведении, указывающие на его человеческое происхождение. Да волколак сохраняет разум, но не может говорить, ведь любое оборотничество — это не что иное как перемещение из человеческого мира в иной, нечеловеческий где действуют совсем иные законы.
Как выглядит волколак
Волколак чаще всего выглядит как обычный волк, и только некоторые особенности выдают в нем оборотня. По русским поверьям, у волколака суставы на задних ногах повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у волка. Белорусы считают, что у оборотня — человеческая тень. В момент превращения руки волколака обрастают шерстью и становятся звериными лапами, он встает на четвереньки, а вместо человеческого голоса издает волчий вой.
Так в Черкасской области считали что у волколака — человеческие следы от задних лап, у лужичан есть быличка, в которой волколаки способны свистеть, засунув переднюю лапу в рот. В Брестской области говорили, что он способен складывать лапы на груди. В Закарпатье — что зубами может вырвать у охотника ружьё. На Русском Севере считали, что в местах, где не растёт шерсть, у волколака просвечивает одежда или торчат её лоскутки. Если охотники убивали волколака, то под его шкурой находили человека.
Волколак - славянская мифология
Представления об оборотнях очень древние. В «Слове о полку Игореве» упоминается князь-оборотень Всеслав, который по ночам оборачивался волком и успевал в таком виде достичь Тьмутаракани, «великому Хорсу волком путь перебегая». В древнерусском памятнике за 1282 г. говорится о волкодлаке, который гонит облака и изъедает луну. Славянское слово волко(д)лак не имеет однозначного толкования. По наиболее распространенной версии оно является сложением двух слов: волк и сербского длака - «шерсть, шкура».
Как становились волколаками - легенды и мифология
По природе превращений волколаков можно разделить на три основные группы:
- Рождённые оборотни волколаки (превращающиеся самопроизвольно время от времени).
- Превращающиеся сознательно при помощи колдовства (колдуны и ведьмы).
- Люди превращённые против своей воли чужими чарами (которых превращают в волков колдуны и ведьмы).
Рождённые волколаками
Славяне считали, что способность к оборотничеству предопределена судьбой. На Украине, например, верили, что волколаками становятся люди, зачатые под Пасху или рожденные женщиной от связи с волком. На Русском Севере — те, кого прокляли родители, а белорусы полагали, что в волколаков превращаются преступники. Волколаком может обернуться тот, кто родился в «злую» минуту, а также дети родителей, нарушивших ритуальные запреты: работавших в праздник или зачавших ребенка в день, когда супружеские отношения запрещены. Такой человек помимо своей воли в определенные моменты (чаще всего по ночам) превращается в волка и нападает на людей. В Полесье об этом рассказывают так.
«Вот если жена переспит с мужем в ночь перед великим праздником, то дитя волколаком рождается. Такие волки уже в лесу не живут, они путаются по селу. Но если кто назовет такого волка по имени, то он снова превращается в человека».
«В праздник Зачатья св. Анны (22 декабря ст. ст.) работать нельзя. Вот в одной семье работали в этот праздник. У них сын родился. А сын превратился в волка. Днем он — как человек, все делает, работает, а ночью никто не знает, где он. Отец решил проследить, пошел за ним следом, а он пришел на поле, свистнул, и волки собрались. И он пошел с волками. Утром домой приходит. Отец ему говорит: «Что же ты такое делаешь, ведь мать плачет!» А он потому такой, что мать работала в праздник св. Анны».
Колдуны и ведьмы превращающиеся в волколаков
Способность колдуна или ведьмы превращаться в волка является личной способностью к оборотничеству. В восточнославянской и польской традициях это центральный мотив представлений о волколаках.
В истории описывается несколько способов превращения человека в волка: нужно прочитать тайное заклятие и затем выполнить то или иное действие. Часто указывали, что нужно перекувырнуться, перепрыгнуть или перешагнуть (один раз или трижды, по разным источникам) через воткнутые в землю остриём вверх (что символизирует смертельную опасность), в пень, в порог или стол несколько ножей или колов. Или через воткнутый топор, или через коромысло (Вологодская губерния), ухват, забор, перекрёсток, через нагнутую берёзу (Гомельская область), через колоду или болотную руду (белорусы), ров, ручей (белорусы), кротовину (словенцы), или обруч.
Истории из жизни про оборотней
Среди других способов:
набросить на себя кольцо из мочала, перебросить через себя корзину (Смоленская губерния),
пролезть через хомут (украинцы) или через старое колесо без осей (белорусы),
перешагнуть через лежащий под порогом или под дорогой пояс ведьмы (Волынская область),
воткнуть заговорённый топор в пень,
раздеться донага или (у украинцев) переодеться в ветхую одежду, обежать вокруг семи деревьев по семь раз (поляки), надеть одну из девяти шкур, которые, якобы, сбрасывал волк (кашубы),
перейти в полдень межу между земельными участками (лужичане),
изваляться в навозе (словенцы),
натереться соком ивановской травы (белорусы).
В тех случаях, когда предполагается повторяющееся несколько раз действие, превращение могло происходить постепенно.
Считалось, что для обратного превращения надо было совершить те же действия, но в обратном порядке: перекувырнуться через названные объекты, перешагнуть через пояс, вынуть топор из пня. Однако, если этот предмет (нож, топор, кольцо и.т.д) был кем-то украден, пока человек был в виде волка, то он мог остаться волколаком навсегда. Кроме того, у неопытного человека, обернувшегося в подражание колдуну, могло не получиться обратное превращение. По народным поверьям, если ведьма была убита в образе волчицы, то после смерти станет опять человеком. А также раны полученные волколаком останутся при обратном превращении на человеке.
Легенда о волколаке
Возвращались два брата с поля домой.
− А что, Грицко, очень ли ты боишься волков? — спрашивает старший брат младшего.
− Не знаю, я их сроду не видел, — отвечает брат.
− А вот сейчас увидишь.
Зашел он за могилу, находившуюся около дороги, вынул из кармана два ножа, воткнул их в землю и перекувырнулся между ними через голову. Не успел Грицко и рта раскрыть, как из-за могилы показался большущий волк. Испугался Грицко, бросился за могилу, где скрылся его брат, но вместо брата нашел только два ножа, воткнутые в землю. Выдернул он ножи и бегом пустился домой, потому что за ним бежал волк, жалобно воя.
Люди часто стали встречать около села странного волка — тощего, со слезящимися глазами. Раз ночью страшный лай собак разбудил Грицка. Вышел он из хаты, видит — сидит в углу хлева волк, а на него собаки бросаются. Вслед за сыном вышел и отец, который быстро сообразил, что это за волк. Подошел к нему, схватил за шиворот и сильно встряхнул. Шкура на волке треснула, и из нее вылез его старший сын. Когда уже все сидели за столом, мать спросила его:
− Сыночек, что же ты ел, когда волкулаком был?
— Облизывал на деревьях те места, за которые люди брались руками, только этим и жил.
Люди которых превращали в волков колдуны и ведьмы
По верованиям предков человек мог стать волколаком и не по своей воле, а по злому умыслу колдуна, который насылает ворожбу по ветру или выливает под ноги человеку отвар из липового лыка, или наводит порчу другим способом.
Считалось, что колдун мог превратить человека в волколака только на определённый срок (1, 3, 6, 7 дней, недель, месяцев, лет), но не навсегда. Например, украинцы и словаки думали, что заклятие становится необратимым, если колдун умрёт. Хотя в Закарпатье и Полесье, наоборот считали, что колдун не способен умереть (или умирает трудной смертью), пока жив или не расколдован волколак.
У русичей встречается поверье, что колдун, превратившийся в волка в новолуние или на Святки, может укусить человека, и тем самым превратить его в волка на семь лет. Тот в свою очередь мог избавиться от заклятия раньше, если укусит в это же время другого человека, передав образ волка ему.
Также славяне были уверены, что на человека мог набросить волчью шкуру, превратив в волколака, святой Николай по чешским поверьям, или святой Юрий у южных славян, а в Полесье встречались истории о превращении в волколака Богом...
Существуют былички, что колдун или ведьма могут со зла превратить в волков целую свадьбу с женихом, невестой и гостями. Для этого они берут столько ремней, сколько в свадьбе участвует человек, нашептывают на них заговор и опоясывают ремнями участников свадьбы или же кладут наговоренный пояс под порог, через который переступают молодые и их родственники. Переступившие через такой пояс, тотчас превращаются в волков и остаются в волчьем обличье до тех пор, пока этот пояс не истлеет.
Свадьба, обращенная волками, так и бегает по полям и лесам, пока не найдется знахарь, который поймет, что это оборотни, и с помощью заговоров спасет их. Узнать свадьбу, обращенную в волков, можно по тому, что у сватов поверх шкуры остаются повязанные белые и красные рушники, у невесты — ленты, а у жениха — букетик цветов. Вот как об этом говорит донское предание.
«В одной из донских станиц проживал богатый казак, и была у него красавица дочь Маша. Влюбился в Машу безобразный сын ведьмы и стал свататься за нее. Старый казак выгнал ведьму, пришедшую сватать своего сына. «Постой же, старый хрыч, не видать тебе твоей Машки замужем!» — напоследок сказала ведьма. Через несколько недель Маша была просватана за сына сотника. Все шло благополучно. Но когда молодые стояли под венцом, кто-то заметил старую ведьму, она копошилась на перекрестке. По окончании венчания сказали об этом дружке, но он не обратил внимания.
Как только свадебный поезд въехал на перекресток, молодые внезапно превратились в волков и убежали в лес, а на перекрестке оказался нож, воткнутый в землю острием вверх. Затужил старый казак и послал за сыном. Приехал молодой казак, узнал, что случилось, засел ночью около изгороди, подкараулил ведьму и схватил ее за волосы. «Дай слово, что не убьешь меня, если я скажу тебе способ превратить их снова в людей». Молодой казак обещал. Тогда ведьма подала ему клок своих волос и сказала: «Заряди ружье этими волосами, найди свою сестру и зятя и выстрели в них. Как грохнет выстрел, они снова станут людьми». Молодой казак все так и сделал, и молодые снова превратились в людей. А станичники сожгли ведьму в ее собственном доме».
В волколака колдун может превратить собственного сына.
«Вот раньше такие колдуны были, например, на сына своего рассердится и сделает его волколаком. И будет этот сын, как собака. Сделал один колдун своего сына волколаком на шесть лет. А бывает, что на три или на год. И ходил он по свету. У него на шее была красная лента, поэтому и не трогал его никто. А когда вышли эти года, он снова стал человеком». (Архангельская губерния)
Представления о том, чем занимаются и как ведут себя волколаки, двойственны. По одним поверьям, человек, насильно обращенный в волколака, испытывает страх и отчаянье, он не нападает ни на людей, ни на скот и опасен только для того, кто обратил его в волколака. По другим представлениям, волколаки поступают в услужение к волкам и обязаны по их приказанию нападать на скот, а добычу приносить своим хозяевам. Волколак не может есть сырое мясо, он пытается его жарить на углях, оставшихся от пастушьих костров. Он вынужден питаться кореньями, лесными ягодами, красть хлеб у пастухов и жнецов.
Расколдовать волколака — значило разорвать символические путы, удерживающие его в зверином состоянии. Для этого нужно было, например, сорвать с его шеи цветную ленту. Или же (как в легенде) дёрнуть волколака за шкуру, чтоб порвать её и снять с него, тем самым освободив от магических пут.
Как стать волколаком в наше время
Юные неокрепшие умы часто задаются вопросом - как стать волколаком. Насмотревшись фильмов и начитавшись фэнтези они создают некий таинственный и могущественный ореол вокруг этих мифических существ. А может для начала стоит задуматься - для чего вам это и какие последствия могут быть, если ваш опыт всё же удастся. Скептики могут сказать - это невозможно! Но, анализируя тысячи историй и свидетельств людей-очевидцев - я уже не так непреклонно отношусь к разного рода чудесам. И могу с уверенностью сказать - возможно всё, надо просто знать как! А прежде чем решится на такой поступок - прочтите...
Как стать волколаком (Автор Алексей Водолей Сергеев)
Есть старое народное поверье - дождавшись ночью полную луну,
Тайком из дома прочь не скрипнув дверью, и в чащу леса, в сумрак, в глубину!
К заранее намеченной поляне трусливым зайцем, путая следы,
Чтоб слишком суеверные селяне подкравшись не устроили беды.
Пенек березы, дуба - все едино, высок, трухляв немного ну и что ж,
В него с размаху, точно в середину, воткни по рукоятку острый нож.
Через него три раза кувыркнешься, прошепчешь заклинание, (не забыл?),
Матерым волком тот час обернешься и взвоешь так, как никогда не выл!
Теперь тебе и главный черт не страшен. Снесет рога когтистый твой кулак!
Клыки торчат, мех в серый цвет окрашен. Теперь ты настоящий волколак.
Картины голод жуткие рисует. Ты в поисках девицы молодой.
Но помни, что "серебряная пуля" твой враг, в союзе со святой водой.
С рассветом будешь за грехи наказан! Скорей туда где волчий начат бег.
Там кувыркнувшись заново три раза, ты снова неприметный человек.
И вместе с возмущенною толпою ты в поисках того чей канул след.
Кричишь как все, что собственной рукою убийцу-бы отправил на тот свет.
Внушаешь тихий ужас и ..презренье, твоей не позавидуешь судьбе.
Старинное народное поверье проверил как ученый на себе.
Какой-нибудь фанатик крикнет "браво!" Поставлен опыт, ясный дан ответ.
Но за тобою огненно-кровавый и не научный вытянулся след!
Полезно ставить опыты иль вредно - не знаю, но хотелось дать совет:
Пусть кое-что останется легендой! Преданием давно минувших лет..