Тайна древних магических китайских зеркал
Китайские зеркала, Докё, волшебные зеркала или бронзовые зеркала. Так называют знаменитые магические китайские зеркала.
Китайское название этих зеркал буквально означает «зеркала, пропускающие свет» - прозрачные зеркала. Если направить яркий поток света на отполированную сторону артефакта, то на ней образуется отражение рисунка, нанесенного с другой стороны. Именно такое действие делает непрозрачную бронзу прозрачной, словно это самое чистое стекло.
Древние бронзовые зеркала появились во 2-м тысячелетии до н. э. в цивилизациях древнего Востока. В Восточной Азии появление таких зеркал связывается с китайской неолитической культурой Цицзя. Бронзовые зеркала изготавливались в Китае в ограниченных количествах до середины 1 тысячелетия до н. э. Считается, что они использовались как сакральные обереги или магические атрибуты. Их по сей день называют волшебными и неспроста, ведь бронза, из которой они сделаны, может становиться абсолютно прозрачной. В Китае их называли «зеркала, пропускающие свет» - прозрачные зеркала, а на Западе — просто «магические зеркала». Эти артефакты являются до сих пор загадкой для учёных всего мира.
Древние артефакты - находки и тайны их использования
Бронза, из которой изготавливают знаменитые зеркала, была изобретена китайцами более четырёх тысяч лет назад! Самое древнее «магическое зеркало», которое нашли археологи, насчитывает более полутора тысяч лет. То, что это была неслыханная в те времена редкость и роскошь ясно из того, что такие предметы находили при раскопках усыпальниц весьма знатных вельмож и императоров.
Китайские зеркала
Древние китайские зеркала - бронзовые. Они отлиты из светлой бронзы, до блеска отполированы и покрыты ртутной амальгамой. Когда именно их стали изготавливать также не ясно. Большинство исследователей считают, что они появились во втором тысячелетии до нашей эры. Своим внешним видом эти артефакты мало чем похожи на обычное зеркало. Это круглые диски, диаметр которых составляет около 20 см. Одна сторона часто украшена неким рисунком, другая же гладкая, но не всегда отполированная.
Бронзовые зеркала - когда бронза становится прозрачной
Уже после первого взгляда на этот предмет становится понятно, что зеркало полно тайн и загадок. Рисунки на них различны и никогда не повторяются, не имеют никакой системы. Это может быть геометрический узор, орнамент из цветов или портрет каких-то людей. В связи с этим понять истинное предназначение этих рисунков ученым на данный момент не удалось.
Зеркалом этот предмет называют из-за странного оптического эффекта, точного объяснения которому наука дать не способна. Эти зеркала хорошо известным археологам и любителям старинных артефактов, но мало кто знает, что они обладают загадочным эффектом. Если поймать им луч солнца, то в его отражении появится рисунок, нанесенный на зеркало. При этом он становится объемным, то есть, это некий 3D-кинотеатр из древних времен. Но самое удивительное, что отражается рисунок не с той стороны, которая отражает солнечные лучи, а с обратной стороны зеркал! То есть, оно становится как бы прозрачным. Вразумительно объяснить подобный эффект пока так никому и не удалось.
Китайские зеркала - секрет изготовления
На протяжении тысячи лет над техникой создания волшебного китайского зеркала ломают головы великие умы со всего мира. Есть такие предметы, которые больше походят на магические артефакты, нежели на объекты, чьи свойства можно объяснить с научной точки зрения. Именно к ним и относятся бронзовые китайские зеркала, которые, несмотря на вещество, из которого изготовлены, пропускают свет.
Мастер Ямамото Акихиса из Японии и сэр Уильям Брэгг
Считается, что секрет удалось разгадать благодаря древней китайской рукописи «Записи о древних зеркалах». Впоследствии книга была безвозвратно утеряна. Сейчас в мире остался один мастер, владеющий искусством изготовления этих волшебных зеркал — это Ямамото Акихиса из Японии.
Мастер Акихиса получил знания об этом загадочном искусстве от своего отца. В их семье эти секреты передавались из поколения в поколение. Несмотря на это, многие нюансы изготовления были утеряны. Приходилось опытным путём выяснять различные детали.
Тайну отражения изображения обратной стороны зеркала разгадал (как он считал) в 1932 году сэр Уильям Брэгг. Он писал: «В начале создаются узоры на задней части зеркала, после методом соскабливания и гравировки делают искомые выпуклости. В конце всё это полируется и покрывается специальным сплавом ртути. В результате всех этих действий на гладкой зеркальной поверхности остаются невидимые глазу выпуклости и изгибы. Они точно воспроизводят узор обратной стороны. Свет на поверхности зеркала отражается и преломляется таким образом, что бронза кажется прозрачной».
Долгие годы различные исследователи пытались воссоздать «магическое зеркало». Для этого материалы подвергали воздействиям давления и высоких температур. Ничего не получалось. Всё это только портило зеркало, а нужный эффект так и не появлялся.
Методы производства артефакта, которые были бы равны древнему мастерству так и не удалось раскрыть.
Необъяснимые древние технологии
Мировая наука предлагает следующие варианты:
- 1. При литье те части, которые тоньше — быстрее остывают и поверхность деформируется. Только достичь этого эффекта весьма сложно: лишь два-три зеркала из сотни могут воспроизвести волшебный эффект.
- 2. На зеркале гравируют узор, потом его заливают бронзой другого сорта и полируют.
- 3. Рисунок делают на лицевой стороне, а потом покрывают особым сплавом ртути и полируют.
- 4. Узоры на зеркале вытравливают с помощью кислоты, потом полируют.
- 5. Рисунок вырезают на задней части зеркала, в результате спереди появляются неровности.
- 6. Узоры лицевой стороны штампуют на поверхности, а затем полируют.
Считается, что это работает, но пока учёным, со всеми их приборами и технологиями, так и не удалось открыть тайну магического эффекта древних китайских зеркал.
На тему изучения этих артефактов учёные написали десятки книг и научных статей. Ещё в 11 веке китайский учёный, Шень Гуа, в своей книге «Раздумья об озере снов» написал об этом следующее:
«Я видел такие зеркала, сзади на которых начертано более двух десятков старинных иероглифов, которые совершенно невозможно прочесть. Но если вдруг на него попадает яркий луч солнечного света, то все эти надписи становятся отчётливо видимыми и читаемыми».
Предположения западных учёных
Западные учёные попытались воспроизвести эффект древневосточного магического зеркала, используя компрессор.
Отражение солнечного света происходит на неровной поверхности зеркала следующим образом: выпуклые части рассеивают свет, а вогнутые — собирают его. В результате и образуется эффект «волшебного зеркала». Но вся их теория разбилась вдребезги.
Было найдено зеркало, которое обладало одним узором на своей обратной стороне, а отражало совсем другой!
В Китае в начале XX века нашли волшебное зеркало, которое весило 12 кг, имело диаметр 52 см и толщину 1,3 см. Это зеркало преломляло на стене совсем не тот рисунок, который был искусно выгравирован на его бронзовой поверхности. Подобные зеркала - редкое явление, одно из таких диковин хранится в одном буддийском храме. На тыльной стороне зеркала изображена луна над морем, а отражённый луч света проявляет совсем другое изображение на стене - фигуру будды, сидящего на цветке лотоса.
Интересно! Говорят, что о существовании китайских зеркал западному миру поведал граф Калиостро в 17 веке. Якобы великий маг знал тайну волшебных зеркал. После смерти Калиостро в одном из парижских соборов, где хранились реквизированные инквизицией зеркала великого мага, паства и священнослужители были шокированы: по стенам запрыгали черти. А случилось вот что: лучи солнца попали на зеркала Калиостро и отразили рисунки.
Волшебные зеркала в России
Сложно сказать, что технология изготовления этих зеркал появилась именно в Древнем Китае. Подобные предметы находили на территории Японии и России - например, на Урале. Считается, что изготовлены они во втором тысячелетии до нашей эры, хотя могут быть и более древними. Выяснить технологию их изготовления так и не удалось. Cуществуют теории, что подобные устройства были еще у древних греков. В Китае же они получили массовое распространение.
На территории нашей родины есть место, о котором мало кто знает, но которое хранит множество загадок, в том числе и связанных с зеркалами. Место это называется Минусинская котловина. Расположена она в Сибири, в 300 км к югу от Красноярска, вверх по течению Енисея. Удивительно, но в этих суровых местах археологи нашли следы культур, созданных нашими предками, начиная с XIV века до нашей эры.
Производство бронзы, как считают историки, было там в III тысячелетии до нашей эры, то есть раньше, чем в Китае.
В Минусинской котловине найдено более 360 древних бронзовых зеркал, относящихся к разным эпохам. То ли здесь на протяжении тысячелетий был какой-то культ зеркал, то ли женщины жившего там народа были необычайно кокетливы...
При изучении зеркал Минусинской котловины историки, естественно, не обращали внимания на их лицевую сторону, покрытую слоем окислов, а занимались рисунками и надписями на обратной стороне. И в музеях эти зеркала лежат лицом вниз. Никому и в голову не приходит, что под слоем патины может прятаться некая тайна.
Сотрудники музеев стараются сохранять вещи в том виде, в каком они к ним поступили, и предложение отполировать лицевую сторону зеркала, которому тысяча лет, звучит для них кощунственно. Но если среди 190 старинных зеркал из бронзы, хранящихся в Минусинском краеведческом музее, есть такие, лицевая сторона которых немного выпукла, то велика вероятность, что это "волшебные зеркала". И полировка может открыть их тайну. Но при этом почему-то все исследователи данного предмета не пытаются изучать проблему в целом, а вычленяют какие-то отдельные аспекты данной задачи.
Экскурсовод Мария Пантюхина рассказывает о зеркале гуннского периода, которое было обнаружено в Малковском женском погребении и располагалось рядом с головой усопшей. Зеркало очень похоже на ханьские зеркала, встречающиеся в Китае - их делали на каменной основе и наносили на них восемь добропожелательных символов. Те символы, которые изображены на зеркале из фондов Челябинского краеведческого музея, еще не расшифрованы - специалисты говорят, что символы только похожи на китайские иероглифы и на самом деле таковыми не являются. Предполагается, символы на зеркале связаны с языком, на котором говорили гунны.
Есть такие бронзовые зеркала и в археологическом музее Алтайского госуниверситета. И в некоторых других музея Урала и Сибири.
Волшебные зеркала - теории применения
Назначение этих артефактов также неизвестно. Предполагается, что их функции могли меняться со временем. Изначально они были исключительно сакральными объектами, после оказались в массовом использовании в качестве оберега от злых духов. И только лишь потом стали выполнять декоративную функцию.
Китайцы, а за ними и японцы, применяли эти зеркала на протяжении долгих лет до появления обычных зеркал. Как бы то ни было, эти странные предметы всегда оставались в почете и нередко преподносились иностранцам в качестве презента.
Есть одна интересная деталь этих зеркал, что роднит их с современными дисковыми носителями информации.
При всём разнообразии этих артефактов, есть одна деталь, которая их все роднит: выпуклый элемент узора в центре. Становится понятно, что этот элемент должен быть носителем определённой функции. Предположительно для того, чтобы установить и зафиксировать зеркало в необходимом месте. Безумное предположение: неужто древний дисковый информационный носитель?
На самом деле общего очень много. Ведь диски тоже имеют на тыльной стороне некий узор. Информация там записана в виде спиральных дорожек, углублений, которые выдавлены. Эти дорожки поглощают свет, а основание — отражает его. Считывается информация с дискового носителя при помощи лазерного луча. Интересно, кто-то пробовал просветить лазером «волшебное зеркало»? Наверняка. Есть мнение, что в древние времена использовали технологию парогенерирования, что давало возможность создавать настоящие объёмные голографические изображения.
Давайте посмотрим на эти зеркала в целом.
- Размер разный, состояние разное, разные толщина и сплавы, но все объединяет одно – некая «пипка» на тыльной стороне с дырками как у пуговицы. Иных вариантов, что это способ крепления зеркала - в голову не приходит. Причем в большинстве случаев этот крепеж явно унифицированный и изготовлен по одному стандарту.
- Тыльная сторона всех зеркал украшена литьём. Одинаковых нет – все китайские зеркала индивидуальны. Независимо от того, показывают они картинку ту, которая у них сзади или иную. Но вышеупомянутая пипка-крепеж все равно однотипная практически у всех.
Теперь давайте немного пофантазируем. Представим себе аппарат, в котором данные зеркала крепились под определённым углом, перед ними устанавливался парогенератор и под разными углами на разные зеркала подавался яркий луч света. Чем не 3D кино? У древних. Да-да, у тех самых, которые с точки зрения официальной науки дикие и отсталые.
Также китайские зеркала могли использовать для украшения храмов - много места не занимает, а изображение можно спроецировать большое: и на потолок, и на стену и пол в храме. И пипка на всех без исключения зеркалах для того, чтоб легко продеть верёвку и подвесить.
Могли использовать их для обучения, либо наоборот запугивания. А что? При каком-нибудь обряде жрец пророчествует и, чтобы подкрепить свои слова, незаметно даёт изображение на большую поверхность. И готово! Все в шоке и естественно верят.
Ну и последняя версия - волшебные зеркала являются чем-то на подобии наших флешек. Например: нужно передать какую-то тайную информацию. Изготовляют зеркало с определёнными рисунками-посланиями, о значении которых знает только оппонент. Всё! Можно спокойно отправлять с кем угодно. Оппонент при помощи света "проявит" послание да ещё и в увеличенном виде.
Но, пока это всё теории и догадки. И скорей всего уже в недалёком будущем учёным всё-таки удастся разгадать тайну «волшебных зеркал».
Поживём - увидим, хотя и сейчас события богаты на разные тайны и загадочные артефакты. Об одном из таких прочтите в нашей статье